Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста.

Рекомендации для родителей

Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка  в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3.Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.

  1. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  2. Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  3. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  4. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
  5. Плохая дикция.

Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи рекомендую осуществлять работу с детьми по следующим направлениям:

1.Создание для ребенка развивающей среды:

  • дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
  • необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
  • нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.

2.Формирование словаря:

  • ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
  • обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
  • ознакомление с природой и социальной действительностью;
  • введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
  • использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
  • осознание детьми слова как единицы языка;
  • использование лексических упражнений;
  • сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.

3.Звуковая культура речи:

  • словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?»);
  • знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
  • предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
  • развитие фонетического слуха;
  • работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
  • использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки).

4.Грамматический строй речи:

  • использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
  • использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
  • обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик — подснежник);
  • обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе ( игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
  • учить образовывать глаголы;
  • упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.

5.Связная речь:

  • развитие ситуативной и контекстной речи;
  • развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
  • развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта ( «Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.).

6.Приобщение детей к литературному творчеству:

  • книжный уголок в доме;
  • чтение и рассказывание детской литературы;
  • ознакомление детей с поэзией;
  • ознакомление детей с фольклором;
  • ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
  • просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов.
  1. Подготовка к обучению грамоте:
  • упражнения по делению слов на слоги;
  • упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.