Рекомендации для родителей
Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.
В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет
- «Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.
- «Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.
- «Волшебная ложечка»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.
- «Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.
- «Салют»
Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.
- «Сделай комочек»
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
- «Подзорная труба»
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.
- «Собери палочки»
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком
- Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
- Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
- Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
- Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
- Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
- Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
- Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
- Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет
- «Лабиринт»
Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.
- «Бусы»
Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.
- «Пройди по дорожке»
Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.
- «Фигурки»
С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.
- «Сюрприз»
Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.
- «Прищепки на корзинке»
Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.
- «Разноцветные прищепки»
На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.
- «Угощение»
Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.
- «Котёнок»
Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.
Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи.
- «Белка»
Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке, Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
- «Цап-царап»
Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.
По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет — Коготки поточит. Цап-царап!
- «Весёлые пальчики»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.
Большой палец —танцевал, Указательный — скакал, Средний палец —приседал, Безымянный — всё кружился, А мизинчик — веселился.
5.»Веер»
Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.
- «Павлин»
Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).
У весёлого павлина Фруктов полная корзина. В гости ждёт друзей павлин, А пока павлин один.
- «Бабочка»
Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.