Гетманская В.А., учитель-логопед
Оказание коррекционной помощи ребенку Маргарите Л., 6 лет.
Вопрос мамы: «Мой ребенок при произношении заменяет звуки [Р-Л], хоть и была проделана большая коррекционная работа с логопедом. Не будет ли это отражаться в школе на письме? Как это предотвратить?»
Консультирование
«Профилактика дисграфии у дошкольников»
Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.
При полноценном развитии фонематической системы, ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь определять следующее:
— какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
— сколько всего звуков в слове;
— какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
— каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.
Отсутствие данных умений у ребёнка, поступающего в школу, является предпосылкой для возникновения у него, во время школьного обучения, дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза. Единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологии – выявление и устранение предпосылок дисграфии в дошкольном возрасте.
Работа по формированию фонематических процессов ведётся в следующей последовательности:
I этап. Формирование фонематического слуха.
Развитие навыка узнавания неречевых звуков;
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
Различение слов близких по звуковому составу;
Дифференциация фонем;
Дифференциация слогов.
II этап. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Определение порядка звуков в слове;
Выделение отдельных звуков из состава слова;
Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
Построение моделей (схем) слов.
«Игры и упражнения для устранения предпосылок дисграфии»
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Взрослый произносит звуки, ребёнку необходимо поднять мячик над головой, как только он услышит гласный звук. |
«Мячик поймал, звук назвал»
Взрослый бросает мяч, называя слово, ребёнку необходимо назвать первый или последний звук в слове (в зависимости от задания) и вернуть мяч логопеду. |
«Сигнальщики»
Взрослый произносит слова, ребёнок показывает зелёный сигнал, если слышит заданный твёрдый звук и зелёный, если мягкий. |
«Подари картинки»
Ребёнку даётся задание раздать картинки в названии которых есть любимые звуки персонажей. (Н. р. — Лошадке со звуком «Л», Рычалке со звуком «Р»). |
«Отправь картинки в путешествие»
Ребёнок располагает картинки в вагонах паровозика в зависимости от позиции заданного звука в слове. Если звук стоит в начале слова – то картинка помещается в первый вагон, в середине – во второй, в конце – в последний. |
«Собери ромашку»
Ребёнку необходимо собрать лепесточки для цветка, но только те, на которых есть картинки, в названии которых есть заданный звук. |
«Собери яблоки в корзину»
Ребёнку необходимо положить в корзину только те яблоки, на которых есть картинки в названии которых есть заданный звук.
|
«Построй дом»
Ребёнку предлагается построить из кубиков дом, но для постройки выбирать только те кубики, на которых картинки в названии которых есть необходимый звук.
|
«Наряди ёлочку»
Ребёнку предлагается нарядить ёлочку, выбирая украшения с заданным звуком. |
«Рыбалка»
Ребёнок ловит только тех рыбок на которых есть картинки в названии которых есть нужный звук. |
«Рассели картинки»
Ребёнок располагает картинки в зависимости от позиции заданного звука в слове. |
«Замок звуков».
Ребёнок расселяет картинки в башни замка в зависимости от того какой гласный звук он слышит в названии картинки. |
Очень хорошо зарекомендовали себя компьютерные игры и презентации. Они помогают усилить интерес ребёнка к занятиям, разнообразить их и сделать более современными.