Музыкотерапия и психогимнастика в детском саду

подготовила Осокина О.В.

Музыкотерапия это психотерапевтический метод,  основанный на целительном воздействии музыки на психическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах.

Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание. Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям  раннего возраста.

В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается в музыкальном оформлении игр; музыкальной релаксации.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте», «адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские церковные песнопения.

А заторможенным детям с плохим аппетитом, испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со словами. Причем язык практически не имеет значения.

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского,

«Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц. 

 

Особенности использования музыкотерапии:

— громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

— использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

— продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента — как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится. 

 

Психогимнастика-это  специальные (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций.

Предполагаемый результат:

Дети должны усвоить понятия, связанные с переживаниями основных эмоций и представления, оценивающие личностные качества человека.

Игры и упражнения направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития и другими психическими расстройствами.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

Психогимнастику нужно использовать, когда дети не могут правильно выразить свои чувства, испытывают скованность или неловкость, когда у них затруднено общение со сверстниками и взрослыми.

Психогинастика ещё используется в психопрофилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки.

 

Игра с песком

(напряжение и расслабление мышц рук)

Психолог:

«Представьте, как вы в руки набираете воображаемый песок (на вдохе, сильно сжав пальцы рук в кулак, удерживаете песок в руках (задержка дыхания). Посыпаете колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на вдохе, отряхните песок с рук. Расслабляя кисти и пальцы».

Солнышко и тучка

(напряжение и расслабление мышц туловища)

Психолог:

«Представьте, что солнце зашло за тучку, стало свежо и вы сжимаетесь в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из –за тучки, вдруг стало жарко, вы опять расслабились (повтор 2-3 раза)».

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.