Консультирование Постановка звука «Б»

Гетманская В.А., учитель-логопед

«Ребенок не умеет произносить звук [Б] и пропускает его в словах, можно ли поставить звук дома и как это сделать? С чего нужно начинать?»

Постановка звука «Б»

Твёрдый звук «Б» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к губно–губным, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Б».

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Б»:

• отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «отинок» и «утон», вместо «ботинок» и «бутон»;
• замена — когда ребёнок заменяет звук «Б» на «Ф», «В» или «М», например, произносит «фантик», «ванка» и «мулка», вместо «бантик», «банка» и «булка»;
• смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «пумага» вместо «бумага», и тут же вместо «пакет» говорит «бакет».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

• особенность строения артикуляционного аппарата;
• неразвитый фонематических слух;
• недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
• плохая речь окружающих.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Б»:

• сомкнуть и разомкнуть губы;
• надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
• надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ;
• закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
• закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
• высунуть язык и зажать его кончик губами, затем быстро втянуть язык и сомкнуть губы;
• надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: пф–пф–фп…
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

• Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…
• Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…
• Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…

Постановка звука

Чаще всего твёрдый звук «Б» ставят:

• по подражанию: произносим БА–БА–БА, слегка раздувая щёки;
• от звука «П»: добавляем голос, ощущая вибрацию голоса при произнесении;
• на базе звука «У»: малыш произносит звук «У-у-у», а мама или логопед вызывает вибрацию, проводя пальцем вверх–вниз по губам ребёнка.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Б»:

• губы смыкаются;
• под напором выдыхаемого воздуха взрывается смычка;
• положение языка зависит от следующего звука;
• мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Б».

Автоматизация твёрдого звука «Б» в прямых слогах:

• бо — ба — бу
• ба — бо — бу
• бэ — бы — ба
• ба — бо — бы
• бу — бы — ба
• ба — бо — бу

Автоматизация твёрдого звука «Б» в обратных слогах:

• абма — обма — убма
• ыбма — обма — ыбма
• убма — эбма — обма
• обма — абма — ыбма
• эбма — обма — абма
• абма — умба — обма

Автоматизация твёрдого звука «Б» в интервокальной позиции:

• аба — обы — эбу
• эбэ — обо — убу
• обо — убу — ыбы
• аба — обо — ыбы
• обо — аба — ыбы
• ыбы — эбэ — аба

Автоматизация твёрдого звука «Б» в слогах со стечением согласных:

• бру — бру — бру
• бро — бро — бро
• бра — бра — бра
• брэ — брэ — брэ
• брэ — бра — бро
• бру — бро — бра

Автоматизация твёрдого звука «Б» в словах:

Будильник, бумага, борт, босой, баня, базар, бобы, борода, балет, болото, букет, богач, бык, бачок, бал, болт, бусинка, бочка.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в словосочетаниях:

Борт корабля, у забора бобы, сдобная булка, большой букет, башню разобрали, бордовый бант, рыбы в банке, собачья будка, забросить шайбу.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в чистоговорках:

• Ба–ба–ба, Ба–ба–ба — новая труба.
• Ба–бо–ба, Ба–бо–ба — у меня болит губа.
• Бу–бы–ба, Бу–бы–ба — из окна торчит труба.
• Бы–бу–бы, Бы–бу–бы — дали мне поесть бобы.
• Бу–бу–бу, Бу–бу–бу — Дядя, дайте мне трубу.
• Аб–аб–аб, Аб–аб–аб — тянет клешни краб.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в предложениях:

Балерина была на балу. Боря ел кабачки. На столе большая банка с бобами. Я буду работать булочником. На блюде бананы и арбуз. Ботинки быстро намокли. Под дубом стоит бочка.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в стихах:

Буква Б проснётся рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь, Борис Бобров!
(В. Степанов)

Автоматизация твёрдого звука «Б» в рассказах:

«ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить: бум! бум! бум!!!
Подошёл барсук с баяном:
— Можно с тобой вместе поиграть?
— Конечно, можно! — обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.
— Нельзя ли потише? — просят звери.
А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали ходить по лесам и со всех бублики да баранки требовать.
— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!
— «Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!»
А у бегемота шкура толстая.
— Бис, — бурчит, — браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били да оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…
(Г. Юдин)

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.