Консультация «Ловкость рук»

Подготовила: Гетманская В.А., учитель-логопед

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие, среди же левшей гораздо больше встречаются дети с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Большое значение в развитии моторики имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.                              Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют

— тонких дифференцированных движений;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

Примерные упражнения:

МОЕМ РУКИ

  1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки,имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

  1. «Стряхиваем водичку с рук»пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги — вправо, брызги — влево!

Мокрым стало наше тело!

  1. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

ЛОДОЧКА

Исходное положение. Обе ладони поставле-ны на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

ПАРОХОД

Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены — это «труба».

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

ДЕРЕВЬЯ

Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)

КОРНИ

Исходное положение. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напря-жены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти — десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие красивые

деревья здесь растут,

(показать руками «деревья»)

А корни под землёю

для них водичку пьют.

(Показать руками «корни».)

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.   Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем — другой, после — двумя руками одновременно.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:

-Здравствуй, указательный!

— Привет, средний!

— Здорово, безымянный!

— Как дела, мизинец?

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Поочерёдное касание.)

Мы закончили считать.

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

В гости

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом — «крыша».)

Указательный и средний, Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх.)

Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)

Развитию ручной моторики способствуют также:

  1. Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
  2. Нанизывание бус, бисероплетение;
  3. Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
  4. Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
  5. Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
  6. Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Очень хорошо себя зарекомендовала разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики:

– застёгивание и растёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).
— Изготовление гирлянд, бус.

— Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.