«Зачем ребенку музыка»

Подготовила: Мордик Л.А., муз. рук.

Консультация для родителей детей, не посещающих ДОУ
Февраль 2024

Зачем ребёнку музыка?

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка, становится музыка, для которой язык эмоций – родной.  Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам, как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, — свидетельствует его современник, он легко поворачивал противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков в добродетель».

Другой древнегреческий философ Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «…ритм и гармония лучше всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой». «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость, — не способен совершить ничего плохого».

Музыка, понятая и прочувствованная ребёнком, становится важным средством нравственного воспитания. Музыка учит добру. Погрузившись в солнечный, просветленный мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного, героического духа мир Бетховена, человек становится лучше, нравственно чище. Наша задача: привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере, потому что, постигая  красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, и в человеческих отношениях.

Как развивать музыкальность детей?

Музыка как часть повседневной жизни

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку.  Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываться на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходит во внешнем мире.

Музыка, звук непосредственно воздействуют на организм человека, вызывая повышением или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжение мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его.  Но мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.

Малыш растет. Все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат в магазинах, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух.  Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие.

С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь.

Музыка была важной неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние музицитрования были само собой разумеющимся  атрибутом душевной и духовной жизни.

Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него правильно сформируются ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность  отличать красивое от банального  или безобразного.

Сама собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.