Профилактика гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста

Подготовила: Осокина О.В.

О бесполезности и вредности использования гаджетов детьми дошкольноговозраста уже написано огромное количество научных статей, педагогами проведено не одно родительское собрание на эту тему, однако, дети так и остаются подвержены отрицательному влиянию гаджетов на их еще не окрепшую психику.

Для начала необходимо разобраться, что же такое гаджет и какие проблемы он может создать для детейГаджет – это электронное устройство: телефон, компьютер, планшет, смарт-часы, игровые приставки.

Основные проблемы, которые можно наблюдать у детей как следствие постоянного использования электронных устройств, это:

  1. Низкая познавательная активность;
  2. Отсутствие самоорганизации и мотивации;
  3. Отсутствие конструктивной коммуникации;
  4. Низкая двигательная активность;
  5. Проблемы со здоровьем;
  6. Неустойчивое эмоциональное состояние;

И как следствие всего – плохое поведение и замедленный темп развития ребенка. Почему так происходит?

Основная причина в том, что давая ребенку гаджет, родители ошибочно полагают, что малыш играет в нем в развивающие игры, родители думают, что с помощью гаджетов они компенсируют занятия, на которые у них нет времени. Однако, это не так.

Ребенок не играет в развивающие игры с помощью электронных устройств. Ребенок играет в электронные игры, которые без должного контроля влекут за собой отсутствие мотивации к любой деятельности, и соответственно к замедленному темпу развития. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка, как известно, является игра, которая обеспечивает всестороннее развития ребенка. В процессе игры у него появляются новые навыки, знания и умения, формируются морально-волевые качества, а также в игре ребенок осваивает правила человеческого общения. Иными словами, ребенок должен уметь играть, чтобы развиваться. Должен уметь играть самостоятельно, с кем-то, изучать свойства предметов, продумывать сюжет, примерять на себя и на окружающих роли, учиться общаться, договариваться.

В электронных играх всестороннее развитие ребенка невозможно, потому что все игры в гаджетах запрограммированы – существуют определенные настройки, определенный алгоритм, определенные правила, поэтому ребенок не решает познавательную задачу, он подстраивается под игру. Например, развитию мышления будет препятствовать тот факт, что ребенок будет подстраиваться под игру, будет делать так, как правильно в игре, а почему так правильно, он не задумается, а если ребенок не думает и не рассуждает, то соответственно мышление у ребенка не развивается.

Часто у родителей возникает проблема«Ребенка невозможно ничем заинтересовать»«Он ничего не хочет»«Ему ничего не интересно». Так происходит потому, что в любой деятельности необходимо прилагать усилия: умственные или физические. А современные гаджеты значительно упростили жизнь не только взрослым, но и детям. Так, обычному рисованию ребенок предпочтет рисование в планшете пальчиком, потому что после рисования за собой ничего не нужно убирать. Выбирая между чтением книги и просмотром мультфильма, дети, скорее всего, выберут второе, так как мультфильм не несет в себе значительной смысловой нагрузки в отличие от чтения, где нужно внимательно слушать, рассуждать и пересказывать. Кроме этого, ребенок не понимает, для чего ему заниматься, учиться, если большинство информации находится в сети. Иными словами, ребенок выберет то занятие, которое легче, которое проще. Но в жизни проще не бывает, в учебной деятельности проще не будет. У некоторых детей, в дальнейшем, наблюдается в школе низкая мотивация к учебе, отсутствие познавательного интереса, потому что ребенку сложно, ребенку необходимо прилагать множество усилий, к которым он не привык, чтобы принять и понять учебную задачу и материал. Помимо этого, в школе могут возникнуть и другие проблемы: частые болезни при истощении организма вследствие непосильных нагрузок, неудовлетворительное поведение, трудности с выполнением домашних заданий и другие.

Кроме этого, одним из последствий неравномерного, неправильного использования ребенком электронных устройств может являться сложность в установлении коммуникации со взрослыми и детьми. Играя в телефон, планшет, компьютер, ребенок находится в виртуальном мире, он не общается, не разговаривает, не контактирует с другими людьми. Как правило, речь у таких детейбедна и однообразна. У них либо отсутствуют, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки, которые необходимы детям для успешной социализации и развития, иными словами – для комфортного проживания в обществе.

Отсутствие двигательной активности как условие использования электронных устройств также негативно скажется на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. При недостаточной двигательной активности ребенок не сможет выполнять стандартные возрастные физические нагрузки, которые постепенно готовят дошкольника к учебной деятельности. У детей формируется малоподвижный образ жизни, увеличивается масса тела, постепенно ухудшается здоровье (проблемы с позвоночником, боли в голове, плохое зрение, постоянные болезни, Все эти последствия, несомненно, повлияют и на интеллектуальное развитие ребенка.

Если чрезмерное использование гаджетов детьми несет им лишь вред, почему же они так быстро становятся зависимыми от устройств?

Во-первых, гаджет – это всегда интересно, увлекательно и необычно. Во-вторых, как говорилось ранее, при использовании гаджетов ребенку не нужно прилагать каких-либо усилий, играть в телефоне проще, легче. В-третьих, игры и мультики сопровождаются красивыми и яркими цветами, музыкой, спецэффектами, поэтому детям становится весело, что в свою очередь стимулирует выработку гормонов дофамина (удовольствия, поэтому хочется играть еще и еще, смотреть мультики ещё и ещё, совершенно забывая о каких-то своих делах и обязанностях.Определить детскую зависимость возможно по нескольким критериям:

  1. Постоянная потребность ребенка в гаджете. Все свободное время проводит, играя в телефон (компьютер, планшет, приставку);
  2. Низкая мотивация ребенка к другим видам деятельности;
  3. Ребенок устраивает скандал, истерику в ответ на отказ дать гаджет;
  4. На ваши попытки завершить игры или мультики, ребенок реагирует агрессией, истерикой;
  5. Смена фокуса ребенка на гаджеты, а не на режимные моменты.

Несколько рекомендаций, которые помогут не довести ребенка до зависимости от электронных устройств.

Родителям, в первую очередь, необходимо следить за собой, потому что если ребенок постоянно видит маму или папу с телефоном в руках, то естественно ребенок будет копировать их поведение.

Устанавливайте семейные правила и четкие ограничения. Например, принимать пищу без телефонов и телевизора, исключить перед сном использование компьютера или телефона, один раз в неделю играть в настольные игры, определить точное время использования электронных устройств, устанавливать таймер, и, конечно, подкреплять свои слова действиями.

Смените семейную парадигму. Объясните ребенку, что гаджет – это не наказаниегаджет – это поощрение.

Объясняйте детям про неограниченные возможности гаджетов. Покажите, что гаджет – это не только игры, но и знания. Смотрите вместе с детьми полезные детские передачи про космос, про животных, про изобретения, ищите интересные эксперименты и занятия. Показывайте детям, как с помощью гаджетов добывать полезную и нужную информацию, а также всегда оставаться на связи.

Старайтесь не допускать превышения времени использования ребенком устройства. Для детей от 3 до 5 лет рекомендуемое время использования гаджета –25 мин в день. От 5 до 9 лет – 40 минут.

Помните, что в современном мире полностью оградить ребенка от электронных устройств невозможно. Однако, с помощью несложных рекомендаций можно не допустить отрицательного влияния гаджетов на развитие ребенка.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.