Подготовила: учитель-логопед Солдатенко И.В.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
- Научить правильно произносить звук [Ц].
- Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
- Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.
- Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
- Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Задание 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.
Мостовая (автобусы, такси, трамваи).
Мышка (сыр, мясо, книжка).
Пес (лапа, шея, нос).
Задание 2. Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля?.
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц]:
- — губки в улыбке;
- — зубки сближены, но не сомкнуты;
- — передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;
- — сильная короткая воздушная струя идет по язычку;
- — горлышко «молчит».
Символ звука: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ… (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:
ц, п, ц, ц…; ца, фа, пу, цу…; цирк, цифра, курица, молоко, рука…
Задание 5. Повторить за взрослым слоговой ряд:
ца-цо-цу-цы…; ац-оц-уц-иц…
Задание 6. Закончить слово звуком [Ц]:
дворе…, молоде…, жиле…, леве…, плове…, ледене…, продаве…
Задание 7. Закончить слово слогом ЦА:
мельни…, води…, певи…, кури…, ули…, больни…
Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница — …, больница — …, рукавица — …, пуговица — …, луковица — …, граница — …
Задание 9. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо — …, болото — …, зеркало — …, тело — …, масло — …, дело — …, мыло — …
Задание 10. Дидактическое упражнение «Назови женскую профессию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель — …, писатель — …, художник — …, охотник — …, укротитель — …
Задание 11. Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб — …, конфеты — …, пепел — …, мыло — …
Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату…, подковывает лошадей…, продает…, поет…, плавает…, борется…
Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
Задание 14. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруднении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 15. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове):
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].
Задание 17. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
Задание 19. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со звуком [Ц]:
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
Задание 20. Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Задание 21. Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц?
Игры с буквой.
Задание 22. Звуко-слоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.