Звуки [В], [В’]; [В] — [В’]. Буква В Коррекционно-развивающие задачи.

Подготовила: Солдатенко И.В.

1.Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки.

2. Продолжать учить выполнять графические упражнения.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [В], [В’], дифференциро-вать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением со-гласных из 2—4 элементов.

5. Познакомить ребенка с предлогами в, у. Составление предложений с этими предлогами.

6. Учить анализировать слова и предложения. Правило правописания предлогов со словами.

Задание 1. Упражнение (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть знакомые предметы: ножни-цы, чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими предметами. Ребенок с завязанными глазами рассказывает, что взрослый де-лает с этими предметами (переливает воду из одной чашки в другую, рвет бу-магу, режет ее ножницами, стучит карандашом о чашку…).

Задание 2. Дидактическое упражнение «Продолжи строчку»:

ёёё53

Задание 3. Знакомство со звуком [В].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и четко назвать картинки: ванна, вата, воробей, ворона. Какой первый звук слышится во всех этих сло-вах?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [В]:
— нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине оста-ется узкая щель для прохождения воздуха;
— верхние зубки слегка видны;
— горлышко «работает».
Символ звука: воет сильный ветер: ввввв… (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воз-духу), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Волк воет громко: ВВВВВ…, волк воет тихо: ввввв… (изменение силы голоса).

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, п, т, м, в, д…; ва, па, ма, вы…
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [В] в слове. Сколько пальчиков загнули?
Ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

Задание 6. Повторить за взрослым слоговой ряд:

ва-во-ву-вы; вма-вмо; вга-вгу-вго; вда-вдо-вду-вды; авда-авдо-авду-авды…

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разде-лить эти слова на слоги:

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Варежки)

Задание 8. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, определи первый звук в этом слове, составь с ним предложение».

Чик-чирик!
К зернышкам — прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)

Задание 9. Работа с картинками:

— из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [В];
— игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 10. Дидактическое упражнение «Мама и дети».

Мама называет сына ласково. Как звучит полное имя этого мальчика?
Вова, Вовочка, Володя, Володенька.
Мама называет дочку ласково. Как звучит полное имя этой девочки?
Валя, Валечка, Валюша.
Какой одинаковый первый звук во всех этих именах?

Задание 11. Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [В]. Какие новые слова получились?

Газы — вазы, полк — …, дата — …, грач — …, пышка — …, голос — …, корона — …

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Ва-ва-ва — выросла трава.
Ву-ву-ву — соберу траву.
Вы-вы-вы — нет травы.

Задание 13. Знакомство с предлогами в, у.

Взрослый знакомит ребенка с маленькими словами (предлогами) путем:
— объяснения и выполнения конкретных инструкций:
Поставь стул у стола. Положи книгу в сумку. (Что ты сделал?
Где стоит стул? Где лежит книга?);
— для лучшего понимания и запоминания значения предлогов — соот-несения предлога с его схемой;
— выбора нужного предлога:
Волк живет… лесу. Стул стоит… стола, (в, у);
— выделения предлога из предложения:
Машина стоит у дома. Конфеты продают в магазине;
— составления предложений по опорным словам:
дом, мальчик, идти, в; у, Маша, кукла, есть;
— самостоятельного придумывания предложений с предлогами у, в.

Задание 14. Знакомство со звуком [В’].

Взрослый предлагает ребенку подобрать к слову пару по образцу и определить первый звук в этом слове ([В’]):
день — ночь; утро — …(вечер); осень — …(весна)
Символ звука: вентилятор: вьвьвь… (см. цветную вклейку). Характе-ристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [В’]»:

вь, мь, пь, вь…; вя, мя, пи, ви…; Витя, Митя, Петя, Вера.

Задание 16. Повторить за взрослым слоговой ряд:

вя-ве-вю-ви; вдя-вде-вдю-вди; авдя-авде-авдю-авди.

Задание 17. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разде-лить слова на слоги:

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед. (Вишня)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (Ветер)
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ви-ви-ви — Верочку зови,
Ве-ве-ве — Вера на траве.

Задание 19. Дифференциация звуков [В] — [В’].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, вь, вь, в…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ва-вя, во-…; вя-ва, ви-…
Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В] и звук [В’]).
Подобрать слова по первому слогу.
ВА: -ня, -за…; ВО: -рон, -лосы…; ВИ: -ка, -на…
Назвать все слова с твердым первым звуком и все слова с мягким пер-вым звуком.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В’].
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [В’]):
ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.
Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В’] (полные и уменьшитель-ные).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В’]).

Задание 20. Выучить скороговорки:

Проворонила ворона вороненка.
Водовоз вез воду.
Верзила Вавила весело ворочал вилами.

Задание 21. Знакомство с буквой В.

На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В — велосипед.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква В?
Игры с буквой.

Задание 22. Звуковой анализ слов Вова, вата. Составление схем слов из кружков, количественный и позиционный анализ слов (сколько всего зву-ков в слове, какой первый и последний звук в слове, какой звук в слове стоит после звука [В] и т. д.).
Чтение и анализ предложений, списывание:
Вот Вова. У Вовы вата.
Взрослый показывает ребенку предлог у в предложении и объясняет правило: в предложении предлоги пишутся отдельно от слов.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.