«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном процессе»

Автор: Е.В.Гетманская — воспитатель МБДОУ д/с №28

       Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


В своей практической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья:

для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла  провожу физкультминутки;

 для формирования правильного произношения (выработки полноценных движений губ, языка, челюсти) использую артикуляционные гимнастики: «Учусь правильно и красиво говорить», «Кто как говорит», «Игры со стеклами», «Игры со звуками»;

для снятия глазного напряжения применяю гимнастику для глаз: «Паучок», «Комарик», «Моргунчики»;

для тренировки тонких движений пальцев  кисти рук использую пальчиковые игры: «Испекли мы пирожки», «Дом», «Зайчик»;

для поднятия настроения и мышечного тонуса детей после сна организую бодрящую гимнастику «Лепим Буратино», «Мы проснулись», «Веселые ребята»;

для укрепления дыхательной мускулатуры, улучшения  самочувствия ребенка использую дыхательные упражнения: «Остуди чай», «Задуваем свечу», «Сердитый ёж»; организую подвижные и спортивные игры  на прогулке, в групповой комнате, в спортивном зале. Игры подбирают в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Подвижные игры, создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

  • технологии обучения здоровому образу жизни:

ежедневно с детьми провожу утреннюю гимнастику, включающую простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и пальчиковых упражнений,   способствующую повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия;

основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний,  считаю непосредственно — образовательную деятельность по физической культуре. Обязательно  в НОД  включаю элементы здоровьесберегающих педагогических технологий (дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации);

для привлечения детей к самопрофилактике, к бережному отношению к собственному здоровью обучаю воспитанников делать самомассаж «Маленькие волшебники», точечный массаж ушных раковин «Лепим красивые ушки»,  пальцев, рук, ног, массажи лица и головы;

  • коррекционные технологии:

для снижения у детей эмоционального напряжения, коррекции различных сторон психики ребенка  использую психогимнастику, подбираю простые мимические и пантомимические упражнения «Удивление», «Вкусные конфеты», «Вкусное варенье», задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

         Главным оздоровительным моментом в работе  считаю прогулку. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбирают в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге   сформировали у воспитанников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, сохранение здоровья.  Заметила, что за период с младшей группы по подготовительную медицинские показатели индекса здоровья моих воспитанников улучшились,  хорошо  сформировались  представления  о навыках поведения за столом, во время мытья рук и  умывания лица. Считаю, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.