Занятие подготовила Кириллова Н.Л.
Задачи и цели:
- Формирование нравственного поведения в повседневной жизни.
- Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам отечества.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к нашей Родине.
- Развивать художественные и творческие способности.
Словарная работа: вечный огонь, снайпер, Адольф Гитлер, орден красной звезды, Неизвестный солдат, ветераны, герой Советского Союза.
Оборудование и материалы: фотографии Гитлера, фотографии военных лет, альбомные листы, вырезанные звездочки, кисточки, краски, песни военных лет.
Ход занятия
Предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении и зажигаю свечку.
Воспитатель (вполголоса):
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает.
На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях дети могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, о важном и глубоком? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку.)
Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.
Свечка гаснет. Подходим к стенду где висят фотографии с изображением могилы неизвестного солдата.
Кто из детей был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? (Выслушиваются ответы детей.)
Почему могила называется могилой Неизвестного солдата? (Дети высказывают свои предположения.)
Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, павших на поле битвы во время последней большой войны. Она называлась Великой Отечественной войной. Это была война с фашистами, которые хотели захватить нашу страну, бомбили наши города, жгли деревни и убивали людей. Много солдат погибло в боях на той войне. Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно».
А что значит вторая часть надписи: «Подвиг твой бессмертен»? (Дети высказывают свои предположения.)
Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.
Как дети думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? (Выслушиваются версии детей.)
А может, огонь зажигают на могилах, потому что он должен напоминать о вечной жизни души — как свечки в храме? Или, чтобы он согревал души оставшихся в живых и тоскующих по своим родным, погибшим в годы войны?
Но главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.
У людей есть обычай приезжать к могиле Неизвестного солдата в день свадьбы. Ведь это счастливое событие может сегодня состояться благодаря тому, что много лет назад кто-то отдал свою жизнь в бою.
Он горит зимой и летом, днем и ночью. И потому его называют вечным.
Воспитатель: Последним мирным днём 22 июня 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.
Имя этого страшного человека Адольф Гитлер. Посмотрите на фотографии. Он со своей армией напал на нашу страну. Все люди поднялись на защиту своей Родины. Много солдат полегло на поле боя. Но победа осталась за теми, кто защищал свою Родину от захватчиков.
Воспитатель: в нашей станицетоже есть свой герой войны, наши земляки.
Михаил Стефанович Мартусенко родился и жил до войны в станице Темижбекской Кавказского района. Отсюда ушел в военное пехотное училище, стал командиром Красной Армии.
В начале войны командир минометных подразделений Михаил Мартусенко вел бои за Донбасс, а в 1943 году освобождал Черкесск, Пятигорск, Армавир и многие станицы Кубани до Приазовских плавней.
За умелое руководство батальоном, выполнение приказа командования, личную храбрость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1943 года командир батальона, гвардии майор Михаил Стефанович Мартусенко был удостоен звания Героя Советского Союза. В 2003 году скончался.
Николай Павлович Симоняк родился в станице Темижбекской Кавказского района. Сын бедняка, он испытал с малых лет нужду. Мальчиком батрачил у кулаков, помогая прокормиться своей семье. А когда грянула Великая Октябрьская Социалистическая революция, пошел крестьянский сын защищать свою родную Советскую власть. Он был участником легендарного похода Таманской армии, описанного А. Серафимовичем в книге “Железный поток”.
Великая Отечественная война застала командира стрелковой бригады Н.П.Симоняка на полуострове Ханко. А вскоре его соединение, как и многие другие лучшие части сухопутных войск и Балтийского Флота, было брошено на защиту города Ленинграда.
За умелое руководство войсками в период обороны Ленинграда, за мужество и стойкость, проявленные лично, генералу Симоняку Николаю Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1956 году генерал Николай Павлович скончался. В память о герое-кубанце, нашем земляке, одна из улиц Ленинграда названа его именем.
«Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них! »
Объявляется минута молчания.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальные флажки»
Желтый флажок – топаем ногами.
Зеленый флажок – хлопаем руками.
Синий флажок – замираем на месте.
Красный флажок – кричим «Ура!»
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 5 лет. Но какие это были годы. В этот день вся страна будет чествовать ветеранов Войны, и тех, кто не дожил до этого светлого дня.
Воспитатель: предлагаю детям нарисовать Вечный огонь. Зажигается свет. Дети переходят к рабочим местам, на которых приготовлено все для рисования красками.
Перед началом работы прошу детей еще раз вспомнить образ горящего пламени свечки: на что оно походило, как оно дрожало, как менялись внутри него цветовые переходы. Потом предлагаю детям на 3–5 секунд закрыть глаза и представить себе Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.
Затем дети приступают к работе. По окончании работы рисунки размещаются на выставке или используются для оформления единого панно «Вечный огонь».
Подведение итога.