Почему я должен учиться?

Подготовила учитель-логопед: Гладких Т.В.

«Садись за уроки!» – «Почему?» – «Так надо!» – «Почему?» – «Потому что кончается на “у ! Быстро, я сказала!». Во многих семьях этот нескончаемый «диалог» ведется ежедневно. Объяснить ребенку, почему надо есть полезную овсянку по утрам, хорошо учиться в школе и чистить зубы перед сном, – так же сложно, как и ребенку объяснить маме, почему он хочет чипсов, гулять с друзьями и смотреть телевизор до полуночи.

Домашние бои

       Первоклашки бегут в школу с твердой уверенностью, что учиться интересно, а хорошо учиться – еще интереснее. Но их ожидания обычно разбиваются о жестокую реальность. Сначала – первоначальный стресс от смены социальных ролей, от возросших требований к ним, от появления целого комплекса новых эмоций. Все это надолго может лишить ребенка радости.
А раз школа оказывается накрепко связана с негативными переживаниями, идти в нее не хочется. И уроки делать не хочется. Грустно, скучно, неинтересно.
Родители тоже добавляют масла в огонь. Потому что каждый день задают один и тот же дурацкий вопрос: «Что ты сегодня получил?» А значит, им совершенно нет дела до того, как проходит процесс, что нового малыш сегодня узнал и чему научился, – им важнее результат. Вместо внутренней заинтересованности ребенка – оценка для галочки, на радость папе с мамой.
Нет, без оценок, разумеется, не обойтись. Но если родитель слишком сильно контролирует процесс, насаждая свое «надо» где надо и не надо, он может почти полностью разрушить детское «хочу». Если это происходит год за годом, результатом может стать либо стойкое отвращение ко всему, что связано с получением знаний, либо невроз.

Откуда берутся нехочухи

        Не знают, для чего им это надо. Это родители в их возрасте знали, что без хороших оценок тебя не примут в пионеры на Красной площади. И не поступишь в хороший вуз. И отец ремня не пожалеет. Для нынешних деток родители – не столь неоспоримый авторитет, пионеров отменили, а вузы ввели платные отделения. Вокруг полно примеров недоучек, которые «выбились в люди». И мудрые не по годам детки прекрасно понимают, что аттестат без троек – еще не гарантия успеха в жизни.
        Им плохо. «Ботаников» и заумных «отличников», бывает, не любят. Ребенок может конфликтовать с одноклассниками, или быть «белой вороной», или быть новичком, не вписавшимся в коллектив. Когда приходится решать такие сложные проблемы общения, до уроков ли? Задача родителей – не обвинять, потому что ребенок обычно — жертва обстоятельств, а не виновник конфликта. И без совета взрослого (а иногда и специалиста) здесь не обойтись.
        Иногда у ребенка просто не сформированы познавательные интересы – родители или были вечно заняты, или были бесконечные «мыльные оперы» по телевизору.

Заниматься с ребенком надо с рождения – только так можно вырастить целеустремленного и любознательного человека.

 

5 «НЕ» для желания учиться

  • Не гонитесь за результатом: лучше видеть горящие интересом глаза ребенка, чем отличную отметку в дневнике.
  • Не сравнивайте его способности с талантами других детей.
  • Не ругайте за промахи, а хвалите за достоинства.
  • Не запугивайте тем, что «с двоечниками никто не дружит», – это вселяет комплекс неполноценности.
  • Не дискредитируйте учителей и школу в глазах малыша, что бы вы на самом деле о них не думали.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.