(рекомендации логопеда родителям).
На момент поступления в школу ребёнок должен:
1)правильно произносить все звуки родного языка;
2)уметь выделить:
— ударный гласный из начала слова (утка);
— выделение согласного из стечения согласных (двор);
— конечный согласный из лёгких слов типа мак;
— конечный гласный ударный (мука);
— выделение согласного из начала слова (рама).
3)иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением);
4)практически овладевать грамматически правильной речью:
-правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто тело кошки? – шерстью);
— образование множественного числа существительных;
— правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под;
— правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее, большое), числительных и существительных (пять деревьев);
— уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей, ведро ….);
— уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный); 5)уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
*пропуск гласных букв в слове;
*пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
*перестановка букв в слове (клюква – клювка);
*пропуск слогов (бабочка – бачка);
*искажение слов (клюква – кулва);
*недописывание слов (растёт – растё);
*вставка лишних букв в слове (поют – поеют);
*неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
*неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
*неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
*смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
*смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
*оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.