Оказание коррекционной помощи ребенку «У ребенка отсутствует звук [Р]. Как научить ребенка выговаривать звук?»

Учитель-логопед: Гетманская В.А.

Непослушный язычок все никак не освоит правильный звук Р? Распространенная ситуация. Отсутствие звука Р или его дефектное произношение — это одна из самых распространенных логопедических проблем как среди детей, так и среди взрослых. В отличие от других звуков, Р редко появляется сам по себе.

Досье на звук Р: его описание и нормы появления

Звук Р согласный. Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых, воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ.

Р — твердый, всегда звонкий звук.

Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р), чтобы ощутить разницу в формировании звука.

Звук дрожащий, вы можете почувствовать как вибрирует горлышко. Это происходит потому что голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, создавая вибрацию.

В образовании звука участвует кончик языка — звук переднеязычный.

Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р — это норма, а в 5 — это повод обратиться к логопеду.

Это один из самых сложных звуков артикуляционно. Артикуляцию звука Р ребенок не видит, поэтому звук не появится по подражанию. К тому же, произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы звук получался правильным и красивым, должен быть хорошо развит язык, нужно сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.

Как НЕ правильно произносить звук Р?

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:

  • Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. При горловом Р вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани.
  • Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
  • Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
  • Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дика» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».

Как правильно произносится звук Р?

  • Зубы разомкнуты, губы не напряжены;
  • Кончик языка поднят вверх к бугоркам за верхними зубами – он вибрирует;
  • Задняя часть языка отодвинута назад и приподнята;
  • Боковые края языка прижаты к верхним зубам;
  • Спинка языка опущена;
  • Воздушная струя при произнесении звука сильная и проходит по середине.

Почему ребёнок пропускает Р или заменяет на другие звуки?

Причины неправильного произношения могут быть как физиологическими, так и психическими. Самые распространенные из них:

  • короткая подъязычная уздечка (можно растянуть специальными логопедическими упражнениями);
  • суженный, либо массивный язык;
  • гипертонус или гипотонус языка, его низкая пластичность;
  • отсутствие навыков правильной артикуляции;
  • нарушение фонематического слуха;
  • подражание близкому человеку с неправильным произношением.

Ваш ребенок слышит Р?

Фонематический слух — это способность различать звуки родного языка (например, мягкие от твердых, свистящие от шипящих, глухие от звонких) и узнавать смысл слов. При нарушении фонематического слуха, ребенок не понимает звук и не произносит его.

Прежде чем поставить звук Р, необходимо убедиться, что ребенок отличает его от других звуков. Сделать это можно с помощью простой игры.
Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С, Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р.

Если ребенок путает близкие по звучанию звуки : Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха. 

Ставим звук Р в домашних условиях

Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.

 

Артикуляционная гимнастика для звука Р

 «Лягушка»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы ;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

  «Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Маляр»

  • приоткрыть рот;
  • широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Индюк»

  • рот открыть ;
  • широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.  При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!!!

«Лошадка»

  • присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
  • щелкать языком медленно и сильно;

«Гармошка»

  • улыбнуться;
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
  • не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Дятел»

  • улыбнуться;
  • открыть рот;
  • кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…» .
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.