Постановка звука Ш

Гетманская В.А., учитель — логопед

Консультирование «Что делать? С чего начать? Какие подготовительные упражнения следует выполнять для постановки звука? Как можно поставить звук дома?», если   ребенок не произносит звук [Ш],  пропускает его в словах, или же заменяет на звук [С].

Постановка звука Ш: логопедические задания и упражнения

Звук Ш формируется на 4-5 году жизни, при этом вполне нормально, если сначала произношение фонемы будет нечетким. Но бывают случаи, когда неправильное произношение сохраняется, и если не предпринимать никаких действий, то дефект речи будет присутствовать и во взрослой жизни.

Как правило, неправильность произношения вызвана физиологическими причинами: короткая подъязычная уздечка либо высокое небо, нарушения прикуса, напряжение или слабость языковых мышц. Либо проблемами с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления. Еще к неправильному произношению звука Ш приводят: длительное использование соски и повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Такой речевой дефект обязательно требует исправления. Постановка звука Ш проводится поэтапно, поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ш

При произношении любого звука органы артикуляционного аппарата занимают определенное положение. При неправильном их положении произношение будет дефектным.

Правильная артикуляция звука Ш выглядит следующим образом:

  • губы округлены и сдвинуты вперед;
  • зубы сомкнуты или сближены;
  • кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но при этом он не прижат (боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам);
  • теплая струя воздуха выдыхается по середине языка;
  • звук глухой, поэтому произносится без голоса.

Постановка звука должна проводиться в несколько этапов, при этом важно, чтобы занятия проводились регулярно.

РАБОТА С ДЫХАНИЕМ

Дыхательная гимнастика выполняется первым этапом. Занятие должно сопровождаться в спокойной обстановке, при этом важно следить за состоянием ребенка, потому что в некоторых случаях возможно головокружение.

На практике используются следующие упражнения:

  • «Футбол». На ровной горизонтальной поверхности располагается ватный шарик. Ребенок должен «забить гол» в импровизированные ворота воздушной струей. При этом дуть нужно, не надувая щеки (только сложенными трубочкой губами). Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел ровный воздушный поток.
  • «Бабочка». Из цветного картона вырезается бабочка и цветок, затем бабочка кладется на цветок. Ребенок должен сдуть бабочку с цветка аналогичным способом, как в предыдущем упражнении.
  • «Найди змейку». Картинка, на которой нарисована змейка (ассоциируется со звуком Ш), находится в емкости с манкой. Ребенок должен дуть через трубочку на манку, чтобы «найти змейку».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Подготовительный этап подразумевает использование различных упражнений на артикуляцию, которые благоприятно воздействуют на тонус мышц речевого аппарата.

В логопедической практике используются следующие упражнения:

  • «Блинчик». Губы находятся в улыбке, язык лежит неподвижно на нижней губе, касаясь уголков рта. В таком положении язык удерживается от 1 до 10 секунд (под счет).
  • «Накажем непослушный язычок». Широкий язык на нижней губе, далее слегка прикусываем его зубами, произнося «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем шлепаем язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
  • «Парус». Рот широко открыт, широкий язык приподнимается и прижимается к бугоркам за верхними зубами. В таком положении язык нужно удерживать на счет до 10. Количество повторений – 2-3 раза.
  • «Чашечка». Рот открыт, при этом необходимо высунуть язык и придать ему форму ковша: кончик и боковые края подняты, средняя часть прогибается книзу. В таком положении необходимо удерживать в течение 5-10 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
  • «Вкусное варенье». Широкий язык лежит на нижней губе, далее облизываем верхнюю губу сверху вниз, убрав язык за верхние зубы. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • «Трубочка». Губы вытягиваются трубой и удерживаются в таком положении несколько секунд.
  • «Фокус». Язык удерживается так же, как в упражнении «Чашечка». Дуем на кончик носа так, чтобы положенная на него ватка подлетела вверх. Количество повторений – 3-5 раз.

Постановка звука Ш по подражанию

  1. Ребенок поднимает язык в «чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт, дуем на язычок. Получается звук Ш.
  2. «От слога Са» – по подражанию. Ребенок несколько раз произносит слог Са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка наверх. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего звуку Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук А (в результате слышится слог Ша). Ребенок произносит слог Са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.
  3. От звука Т. Данный способ используется в том случае, если у ребенка наблюдается межзубный сигматизм. Звук Т произносится несколько раз с интервалом в 2-3 секунды. Далее дается установка: язык должен стучать не по зубам, а по альвеолам (бугоркам). Губы округлены и вытянуты вперед, язык при этом поднят к передней части нёба. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Делается переход от звука Т к звуку Ш: т-т-т-т-тшшшшш.
  4. От звука Р. Этот способ используется, если у ребенка нет проблем с произношением звука Р. [Р] проговаривается шепотом, струя воздуха постепенно ослабевает и появляется шипение. Здесь важна практика и регулярность занятий, чтобы ребенок начинал шипеть без предварительного проговаривания [Р].

АВТОМАТИЗАЦИЯ Ш

После успешной постановки (как только у ребенка получилось произнести Ш изолированно), начинается автоматизация звука.

Автоматизация Ш производится поэтапно по тому же принципу, что и с другими звуками: в слогах, слова, предложениях и связной речи.

Делаем поэтапно:

  1. В открытых слогах “ША-ШО-ШИ-ШУ-ШЭ”
  2. В закрытых слогах “АШ-ОШ-ИШ-УШ-ЭШ”
  3. В слогах со стечением согласных “ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЭ-ШТЫ”
  4. В начале слова “Шапка — Шайба — Шорты — Шуба — Шина”
  5. В середине слова “Уши — Мыши — Лягушка — Каша — Лапша”
  6. В конце слова “Шалаш — Ландыш — Мышь — Малыш — Финиш”
  7. В чистоговорках: “Ша-Ша — Маша в шубе хороша”, “Шо-Шо — жили мыши хорошо”.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.