Учитель- логопед: Гетманская В.А.
Межполушарные доски — нейротренажер для развития интеллекта ребенка, его мыслительных операций и способности к обучению. В основе этих процессов лежит связь между двумя полушариями головного мозга. Если она нарушена или недостаточно развита, то головной мозг ребенка обрабатывает информацию полученную от органов чувств медленно или неправильно. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоций.
Укрепление межполушарного взаимодействия — фундамент для развития и поддержания умственных способностей ребенка. В головном мозге человека два полушария, связанные мозолистым телом. Левое отвечает за логику и память, обработку вербальной информации и ее анализ. А правое отвечает за воображение, визуализацию, восприятие невербальных сигналов, эмоциональность и ориентацию в пространстве. Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы между полушариями. Например, если ребенок видит что-то интересное и хочет назвать словом, он сначала воспринимает образ или предмет правым полушарием, а потом в левом «берет» подходящее для него слово.
Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи, а вместе с тем развивал свои способности. Тренажер применяют для запуска речи у детей. Проговаривание сложных звуков при движении рук помогает скорее научиться произносить слова.
Занятия с тренажером рекомендуют с 3-х лет, в этом возрасте ребенок уже хорошо воспринимает короткие инструкции к упражнениям. 10-15 минут ежедневных занятий будет достаточно: за это время ребенок не устает и не теряет интерес к игре с лабиринтами.
Межполушарная доска — основа с парными вкладышами-лабиринтами разных типов:
— деревянный двухсторонний с лабиринтом-канавкой с одной стороны и выпуклым графомоторным с другой;
— ламинированные карточки с лабиринтами.
Упражнения начинают с простых форм лабиринтов: треугольник, круг или квадрат. Их устанавливают на основу в одинаковом положении или зеркально. Действия ребенка озвучивают родители или педагог. Сначала ребенок ведет пальцем своей ведущей руки по лабиринту-канавке. Потом деревянным бегунком, удерживая его одним, двумя, затем тремя пальцами — указательным, большим и средним. Ведение бегунка тремя пальцами тренирует мелкую моторику и готовит руку к письму. Постепенно ребенок начинает выполнять упражнения двумя руками и двигает ими одновременно. Выпуклый, или графомоторный, лабиринт предназначен для рисования мелом, а ламинированные карточки для рисования маркером. Мел и маркер легко смыть тряпочкой или губкой. Для занятий удобно использовать набор межполушарных лабиринтов, в нем есть все необходимое.
Одновременное ведение бегунка или рисование по лабиринту двумя руками развивает полушария мозга и мозолистое тело. Многочисленные повороты и направления в лабиринтах тренируют координацию движений и ориентацию в пространстве: вокруг, вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, по диагонали. Чередование вкладышей, или использование разных форм лабиринтов усложняет игру и ускоряет прогресс.
Занятия с лабиринтами помогают создать новые нейронные связи, и головной мозг тренируется работать слаженно и быстро. Синхронная работа полушарий мозга способствует усидчивости, развивает воображение и улучшает все мыслительные процессы у ребенка любого возраста.