Речевое развитие детей групп компенсирующей направленности

Воспитатель: Гетманская Е.В.

Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов.

Что же мы интересного делаем в группах компенсирующей направленности,  чтобы речь наших детей развивалась в норме?

Наше утро начинается с ситуаций общения воспитателей с детьми, которые направлены на формирование коммуникативных способностей, освоение правил речевого этикета «Зачем говорят, здравствуйте?»,  «Как  прошли выходные?» «Обмен новостями»,  «Что будет, если не наступит лето?», « Как помириться?»,  «Какие вы знаете волшебные слова?»  Особый интерес старшие дошкольники проявляют к разговорам на социально-нравственные темы: «Почему бывает грустно?», «Почему люди бывают злыми?», «Как найти друзей?».

При выполнении  комплекса упражнений утренней зарядки и на НОД по физической культуре  большое внимание уделяем  контролю дыхания,  следим, чтобы  дети вовремя сделали вдох и  выдох. В конце зарядки, делаем глубокий вдох  и на выдохе, согласно лексическим темам дети произносят разные слова «Хорошо!», «Устали», «Всё!»,  «Ах!», «Клю-клю», «Ко-ко-ко».

Два раза в неделю  согласно сетке занятий  в режимные моменты  проводились   занятия по восприятию художественной литературы, где дети учились отгадывать  и придумывать свои загадки, заучивать и рассказывать  стихотворения Агнии Барто «Уехали», И.Токмаковой «К нам весна шагает», З.Александровой «На лугу», «Кораблик». Большое внимание уделено знакомству с малыми формами фольклора: колыбельным песенкам, потешкам: «Солнышко – колоколнышко»,  «Ходит конь»,  пестушкам, прибауткам, докучным сказкам. На НОД читали сказки о вежливости, правилах этикета, о здоровье, добрых поступках, бережливости.

В  центре «Играем в театр» инсценировали сказки «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Теремок», «Колобок»,  «Три медведя», «Три поросенка», «Гуси лебеди».  На открытом мероприятии путешествовали на планету «Сказочную».

В центре «Наша библиотека»  в свободное время  дети могли полистать полюбившуюся сказку, рассмотреть иллюстрации и по ним вспомнить и пересказать сказку.

На НОД по познавательно-исследовательской деятельности, по развитию математических представлений  уделяли внимание правильному  построению  предложения,  умению отвечать полными предложениями.

В течение дня играли в разные игры на развитие лексико-грамматических процессов, такие как: «Один-много». «Назови наоборот», «Назови ласково», «Посчитай как я…одна кукла, две куклы, но пять кукол», «Какая, какое, какие?» «Большой – маленький», «Он, она, они».  В течение года учились составлять предложения, например: «Составь предложение со словом игрушка или солнце, красивая, мама и т.д.», делили слова на слоги и «отхлопывая» определяли количество слогов в них. Дети с удовольствием играют со звуками, дети средней группы называют  первые звуки в словах,  а дети старшей группы не только называют первые звуки, но и находят слова с заданными звуками, как в начале, середине, так и в конце слов.

Совместно с воспитателями дети играют  в дидактические игры с целью  развития фонематического слуха, развития речи: «Логопедические кубики»,  «Я говорю»,  «Развитие речи. Учимся говорить -1», «Развитие речи. Учимся говорить -2».

Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Предметно пространственная среда  группы постоянно пополняется.  Есть игры для развития мелкой моторики : Бизиборд,  мозаика, конструктор «Снежинка», «Соты», пазлы, геометрическая мозаика, мозаика от Фрутоняни (крышки), различные шнуровки, счётные палочки, мелкий конструктор лего, мелкие игрушки. В центре «Художественного творчества» детям доступна лепка пластилином,  работа в раскрасках, рисование, работа с разными бросовыми материалами.

Во второй половине дня  проводилась работа по тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Выполнялись  задания на развитие общей моторики, артикуляционной моторики, развитию мимических мышц, мелкой моторики, работа по индивидуальным тетрадям  с целью отработки  звуков, автоматизации их в речи: в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Огромная работа проводится по развитию речи детей  учителями-логопедами и воспитателями. Дети начали употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополнился существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети научились вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомятся, имеют друзей, могут организовать детей на совместную деятельность. Задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях жизни.

На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Консультирование и беседы по темам : «Какие сказки любит слушать ваш ребенок?», «Есть ли у ребенка домашняя библиотека» , «Читаете ли вы сказки перед сном?» , «Посещает ли ребенок библиотеку?».

Вывод: Благодаря  тесному сотрудничеству воспитателей, родителей и учителей-логопедов  видна положительная   динамика в речевом развитие детей.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.