Воспитатель: Гетманская Е.В.
Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов.
Что же мы интересного делаем в группах компенсирующей направленности, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
Наше утро начинается с ситуаций общения воспитателей с детьми, которые направлены на формирование коммуникативных способностей, освоение правил речевого этикета «Зачем говорят, здравствуйте?», «Как прошли выходные?» «Обмен новостями», «Что будет, если не наступит лето?», « Как помириться?», «Какие вы знаете волшебные слова?» Особый интерес старшие дошкольники проявляют к разговорам на социально-нравственные темы: «Почему бывает грустно?», «Почему люди бывают злыми?», «Как найти друзей?».
При выполнении комплекса упражнений утренней зарядки и на НОД по физической культуре большое внимание уделяем контролю дыхания, следим, чтобы дети вовремя сделали вдох и выдох. В конце зарядки, делаем глубокий вдох и на выдохе, согласно лексическим темам дети произносят разные слова «Хорошо!», «Устали», «Всё!», «Ах!», «Клю-клю», «Ко-ко-ко».
Два раза в неделю согласно сетке занятий в режимные моменты проводились занятия по восприятию художественной литературы, где дети учились отгадывать и придумывать свои загадки, заучивать и рассказывать стихотворения Агнии Барто «Уехали», И.Токмаковой «К нам весна шагает», З.Александровой «На лугу», «Кораблик». Большое внимание уделено знакомству с малыми формами фольклора: колыбельным песенкам, потешкам: «Солнышко – колоколнышко», «Ходит конь», пестушкам, прибауткам, докучным сказкам. На НОД читали сказки о вежливости, правилах этикета, о здоровье, добрых поступках, бережливости.
В центре «Играем в театр» инсценировали сказки «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Гуси лебеди». На открытом мероприятии путешествовали на планету «Сказочную».
В центре «Наша библиотека» в свободное время дети могли полистать полюбившуюся сказку, рассмотреть иллюстрации и по ним вспомнить и пересказать сказку.
На НОД по познавательно-исследовательской деятельности, по развитию математических представлений уделяли внимание правильному построению предложения, умению отвечать полными предложениями.
В течение дня играли в разные игры на развитие лексико-грамматических процессов, такие как: «Один-много». «Назови наоборот», «Назови ласково», «Посчитай как я…одна кукла, две куклы, но пять кукол», «Какая, какое, какие?» «Большой – маленький», «Он, она, они». В течение года учились составлять предложения, например: «Составь предложение со словом игрушка или солнце, красивая, мама и т.д.», делили слова на слоги и «отхлопывая» определяли количество слогов в них. Дети с удовольствием играют со звуками, дети средней группы называют первые звуки в словах, а дети старшей группы не только называют первые звуки, но и находят слова с заданными звуками, как в начале, середине, так и в конце слов.
Совместно с воспитателями дети играют в дидактические игры с целью развития фонематического слуха, развития речи: «Логопедические кубики», «Я говорю», «Развитие речи. Учимся говорить -1», «Развитие речи. Учимся говорить -2».
Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Предметно пространственная среда группы постоянно пополняется. Есть игры для развития мелкой моторики : Бизиборд, мозаика, конструктор «Снежинка», «Соты», пазлы, геометрическая мозаика, мозаика от Фрутоняни (крышки), различные шнуровки, счётные палочки, мелкий конструктор лего, мелкие игрушки. В центре «Художественного творчества» детям доступна лепка пластилином, работа в раскрасках, рисование, работа с разными бросовыми материалами.
Во второй половине дня проводилась работа по тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Выполнялись задания на развитие общей моторики, артикуляционной моторики, развитию мимических мышц, мелкой моторики, работа по индивидуальным тетрадям с целью отработки звуков, автоматизации их в речи: в слогах, словах, предложениях, в тексте.
Огромная работа проводится по развитию речи детей учителями-логопедами и воспитателями. Дети начали употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополнился существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети научились вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомятся, имеют друзей, могут организовать детей на совместную деятельность. Задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях жизни.
На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Консультирование и беседы по темам : «Какие сказки любит слушать ваш ребенок?», «Есть ли у ребенка домашняя библиотека» , «Читаете ли вы сказки перед сном?» , «Посещает ли ребенок библиотеку?».
Вывод: Благодаря тесному сотрудничеству воспитателей, родителей и учителей-логопедов видна положительная динамика в речевом развитие детей.