ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС  ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Педагог – психолог: Осокина О.В.

Пояснительная записка

Для переформирования деструктивного поведения детей и подростков используется целый комплекс терапий — беседы, иг­ры, психодрама, арттерапия, сказкотерапия, трудотерапия, же­тонная терапия, телесная терапия и др.

Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Ведь именно игра может незаметно для детей решать психотерапевтические задачи, делать трудное — легким, а скуч­ное — веселым, интересным.

Одно из важнейших направлений работы с агрессивными детьми — это снятие телесных напряжений, осознание ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных ком­понентов общения.

Психологу предлагаемый комплекс игр дает возможность корригировать агрессивное поведение дошкольников.

Эти же игры могут использовать и воспитатели в режиме дня ребенка в детском саду, учителя на уроках. Они занимают немного времени, направляют активность детей на творческую, позитивную учебную деятельность.

Игра «Правила для марсиан»

Задача: осознание требований, развитие произвольности.

Введение в игру.

Создание игровой ситуации. Постановка проблемы.

Взрослый предлагает детям оказать помощь марсианам. Им нужно подсказать, что пребывание на планете Земля является для них опасным. Каждый должен записать три требования (правила) на отдельном листочке и положить его в шкатулку.

После того как все выполнят данное задание, взрослый пе­ремешивает записки и потом зачитывает их вслух. Правила от­бираются общим голосованием и оформляются на отдельном листе под названием «Правила для марсиан».

Игра «Добрые приветствия».

Задача: развитие самоконтроля, создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция.

Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: де­лают вдох-выдох, вдох-выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Марсианам хочется поприветствовать всех представителей Зем­ли. Они приветствуют людей нежным рукопожатием, а живот­ных ласково гладят.

Взрослый предлагает передавать движение по кругу, назы­вая представителя Земли. Например: «Приветствуем зайчонка», «Приветствуем мальчика» и др.

Упражнение «Прибытие».

Задача: отражение негативных эмоций.

Дети идут друг за другом по кругу тяжелым шагом (прохо­дят два круга).

Инструкция.

Марсиане идут. Они смотрят недоверчиво, враждебно на чужую планету Земля. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими, ритмичными. Так двигаются марсиане в своих скафандрах. Прочные скафандры защищают пришельцев от нападений и опасностей, но дышать и двигаться в них трудно.

Марсианам хочется снять, сбросить скафандры, освободить­ся от них, но страх сдерживает их желание. И вдруг один из марсиан срывает с себя шлем и вдыхает свежий воздух Земли. Ему это нравится. Все следуют его примеру, сбрасывают шлемы и вдыхают воздух. Их хмурые лица немного разглаживаются, некоторые пришельцы даже улыбаются.

Игровое упражнение «Смешная газировка». 

Задача: эмоциональная разрядка.

Инструкция.

Землянам показалось, что пришельцы хотят пить, и они дают каждому бутылку газировки. Марсиане первый раз пробуют ароматный напиток. Одним глотком они выпивают все и ощу­щают воздушные пузырьки внутри себя. Пришельцам это ка­жется странным. Они хотят прогнать эти пузырьки прочь. Как будто содержимое бутылки шампанского хочет вырваться на­ружу, выбив пробку из бутылки. Пузырьки поднимаются от ног к рукам, животу, груди, становятся все сильнее и шипучее. Под звук «бух» воздух вылетает через антенну у марсиан на макуш­ке. Еще раз «бух» и последний раз «бух». Марсианам становится смешно, они дружно смеются. Смех становится все громче игромче. Вместе с ними одну минуту смеются и земляне (взрос­лый вводит звуковой сигнал — временной ограничитель).

Упражнение «Яблоко». 

Задача: активизация потребностей, снятие мышечных за­жимов.

Дети продолжают идти друг за другом по кругу свободным шагом (проходят два круга).

Инструкция.

Марсиане идут рядом с фруктовыми деревьями. Ароматно запахло яблоками. Им хочется сорвать и попробовать чудо-фрукт. Марсиане тянутся к веткам и резко срывают по яблоку. Каждый съедает яблоко. Затем все съедают по второму яблоку, и вот — по третьему. Очень вкусно!

Упражнение «Пугающая встреча». 

Задача: снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрес­сии.

Инструкция.

На крики марсиан сбегаются животные и люди Земли. Мар­сиане останавливаются и готовятся к встрече. Им эта встреча кажется опасной, и они решают напугать землян. По сигналу (взрослый использует звуковой сигнал) все марсиане отходят друг от друга и начинают устрашающе кричать, топать ногами и махать руками. Земляне с удивлением смотрят на пришельцев. Тогда марсиане производят пугающие движения еще раз. Зем­ляне продолжают удивляться их энергичным действиям.

Минута разговора. 

Задача: свободная реализация вербальной активности.

Инструкция.

Марсиане останавливаются и прислушиваются к звукам, го­лосам. Им очень хочется самим поговорить, издать какие-тозвуки. Разговор был разрешён, но только на одну минуту. Каж­дый быстро проговаривает какие-то слова, предложения. Кто-то сочиняет рассказ.

Взрослый ограничивает время каким-либо сигналом (напри­мер, звуковой игрушкой).

Речевое упражнение «Первые слова». 

Задача: направленная, целевая реализация вербальной активно­сти.

Инструкция.

Марсиане продолжают свой путь. Во время ходьбы они тре­нируются в произношении трёх земных слов (по одной минуте каждое) с разной интонацией и громкостью: «Нет», «Да», «Я».

Слово «нет» звучит тихо, затем становится все более гром­ким.

Слово «Да» произносится громко (как крик), но постепенно всё тише и тише.

Слово «Я» все говорят тихо, ударяя себя ладонью в грудь, потом это слово произносится всё громче и громче.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.