Воспитатель Никулина О. В.
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей.
Цели и задачи, а также структура утреннего сбора и содержание практических материалов в центрах, показывают наглядно, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребёнку в условиях ФГОС ДО.
Утренний сбор позволяет гармонично использовать всеобразовательные области: социально-коммуникативное развитие, физическоеразвитие, познавательное развитие, речевое развитие и социально –коммуникативное развитие.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.
Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым труднореализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфередеятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника,живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Утренний сбор – это возможность создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Педагогу важно умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтныеситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Целью организации утреннего круга являются организация свободного общения детей, установление эмоционального контакта.
С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:
- Создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”.
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (развивать умения “считывать информацию” об эмоциональном состоянии других людей,учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, обсуждать планы на день, а также то что произошло по дороге из детского сада, в детский сад, получать удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с детьми выделяют в нем несколько основных этапов.
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшеготоварища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида,душевных и деловых качеств.
- Позывные для утреннего сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудьречевка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.
- Организация круга.
Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
- Приветствие.
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что тысегодня с нами». Когда пример показан, Маша, повернувшись к своему соседу,приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг другапо кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругутому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч,флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
- Новости.
Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастатьсяинтересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать емувопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникаетпроблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желаниевсех детей.
Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, детиучатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства;обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что еголюбят и принимают таким, какой он есть.
- Обмен информацией
Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
- Динамическая пауза.
Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.
- Проблемные ситуации.
Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
- Игры по теме проекта.
Этот компонент утреннего сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).
- Предоставление права выбора центра активности.
Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Практическая значимость.
Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи;
- обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная
- отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и
- принимают таким, какой он есть.