Подготовили воспитатели:
Черевань Е.П.
Кириллова Н.Л.
Шевцова О.А.
Яблочный Спас — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 (19) августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.
Тип: народно-христианский
Иначе: Спас, Второй Спас
Также: Преображение Господне (церк.)
Значение: Наступление осени и преображение природы
Отмечается: славянами
Дата: 6 (19) августа
Празднование: освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями
Традиции: угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.
Поговорки и приметы
- Какой второй Спас, такой и январь.
- Каков день на второй Спас, таков и Покров.
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
- Первая встреча осени — первые Осенины.
- На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.
В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева.
В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста.
В этот день провожали закат солнца в поле с песнями[8]. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали, есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть, чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда.
В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда». Заранее готовили жердь, на верхушку которой привязывали освящённый в церкви букет полевых цветов или злаков. Во время обряда жердь забивали в яму и туда же бросали первые лучшие гроздья винограда.
У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).
Мы тоже чтим традиции и проводим этот праздник в нашем детском саду № 28 ст. Темижбекской у нас этот праздник прошёл 19.08 .В группе «Ромашка» и в группе «Солнышко». Дети получили массу положительных эмоций и узнали много нового. Так же мы провели выставку подготовленную родителями и детьми в честь праздника «Яблочного спаса».