Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ.

Консультирование уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Применяется консультирование как одна из форм работы. В настоящее время этот термин рассматривается с различных позиций и в рамках разных научных дисциплин.

Толковый словарь даёт следующее определение понятию «консультация»: совет, разъяснение, даваемое специалистом. Отсюда консультироваться, значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

 Консультирование как метод — это, прежде всего различные формы бесед, способы ведения разговора логопеда с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда  с родителями. В современной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями детей-логопатов, имеющих речевые нарушения.

Позитивное взаимодействие с семьями воспитанников осуществляют  через традиционные формы работы с родителями:

  •  родительские собрания;
  •   посещение логопедических занятий;
  •  дни открытых дверей;
  •  совместные практикумы;
  •   индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации;
  •   информационные стенды;
  •   индивидуальные буклеты для родителей;
  •   анкетирование.

Нашу повседневную жизнь невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе – это одна из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Современные средства ИКТ помогают логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.

  • газета дошкольного учреждения;
  •  общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте;
  •  использование сайта сада;
  •  детско-родительские занятия интегрированного характера;
  • возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.

Формы работы учителя — логопеда с родителями делятся на три основные группы:

индивидуальные: беседы, консультации, практикумы, посещение занятий, ведение тетрадей для домашних заданий.

Групповые (коллективные): родительские собрания,  вечера вопросов и ответов,  заседания круглого стола, занятия-тренинги, совместные праздники и развлечения,  дни открытых дверей,  школы для родителей,  родительские конференции,  семейные (домашние) педсоветы, деловые игры, семинары-практикумы.

Наглядно-информационные: выставки детских работ, фотовыставки, реклама книг, статей из газет и  журналов, информационный банк,  стенды, папки – передвижки,  библиотеки,  тематические выставки,  сан бюллетень, информационные корзины (шкатулка, ящики)  родительская почта, памятки, рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики,  телефон доверия, копилка советов и другие.

При выборе форм работы учителю — логопеду необходимо реализовывать индивидуальный подход к родителям и детям. На начальных этапах взаимодействия используются индивидуальные формы работы: демонстрация матери приёмов работы,  конспектирование индивидуальных занятий, выполнение домашних заданий, чтение  специальной литературы, рекомендуемой учителем — логопедом.

     Выделяют 4 этапа индивидуального консультирования родителей в условиях специальных учреждений.

1 этап — диагностический. Устанавливаются доверительные отношения с родителями (используется: беседа, интервью, экспериментально психологические методики при необходимости).

2 этап — прогностический.  Проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе учитель — логопед информирует родителей о состоянии речевого, в целом психического развития ребенка, разъясняет меры помощи с учетом структуры дефекта, планирует последующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.

3 этап — этап консультирования.  Этап который  соотносится с собственно коррекционной  работой. Решаются следующие задачи: повышение уровня педагогической компетентности родителей через расширение круга знаний в области дефектологии; включение родителей в систему оказания коррекционной помощи. Наиболее эффективными формами взаимодействия учителя — логопеда и родителей являются: совместные обсуждения с родителями хода и результатов коррекционной работы; выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т.д.).

4 этап – консультирования.  Носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого этапа будет являться изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей.

Подробнее рассмотрим некоторые из форм работы учителя – логопеда с родителями:

Индивидуальные формы работы.

Индивидуальные  тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей детей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о делах и поведении ребенка, педагог родителям дает  необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Индивидуальные  встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Домашняя библиотека  авторских пособий. Их можно использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

Групповые формы работы.

Одной из распространенных групповых форм работы с родителями являются родительские собрания. В сентябре, на первом родительском  собрании в дошкольном учреждении учитель — логопед освещает вопросы: необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей; сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. На втором родительском собрании, в январе, обсуждаются вопросы динамики продвижения детей, задачи и содержание обучения на второе полугодие. По итогам учебного года, в мае, организуется третье родительское собрание, на котором приводятся данные повторного обследования детей, предлагаются рекомендации по их дальнейшему обучению и воспитанию.

 Семинары — практикумы для родителей способствуют формированию необходимых практических умений у родителей.

Совместные  праздники и развлечения — самая привлекательная, востребованная и полезная групповая форма работы учителя — логопеда с родителями. Позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Открытые  занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по обучению и воспитания детей с нарушениями речи, методикой обучения, требованиями педагогов, психолога, учителя — логопеда. Необходимо хотя бы один — два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии.

 Практические  занятия для родителей. В последнее время среди учителей — логопедов популярна такая форма как комбинированные занятия, включающие информационный теоретический материал и практические занятия с родителями воспитанников. Учитель — логопед обсуждает с родителями способы достижения эффективных результатов и помогает им овладеть конкретными приемами оказания помощи своему ребенку дома.

Наглядно-информационные формы работы.

Тетрадь для домашних заданий  содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержатся упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т.д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Важно акцентировать внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрение желания ребёнка их делать.

Стенды  для родителей учитель-логопед оформляет совместно с другими специалистами, обновляя материал не реже одного раза в месяц. На стенде может размещаться материал по формированию звукопроизношения детей, совершенствованию грамматических средств речи, развитию познавательных процессов, рекомендации родителям по предупреждению и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения, текущая информация для родителей.

В уголке для родителей размещаются  памятки, тексты письменных консультаций, тематические выставки.

Чем раньше учитель-логопед и родители начнут занятия с ребёнком, имеющим нарушение речи, тем положительнее будут результаты.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.