Подготовила воспитатель Кириллова Н.Л.
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.
Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их в своей речи.
Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.
Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь. Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок. Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом. Овладевать навыками речевого этикета. Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.
Учить подбирать определения и эпитеты | -собакибывают:большие, санитарные, сторожевые … |
Узнавать предмет по описанию. | -длинненький, тоненький, зелененький … с пупырышками,
-его можно солить, делать из него салат (огурец) -это зеленая, стройная, кудрявая … белоствольная (береза |
Подбирать действия к предмету. | -щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит
-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит. |
Подбирать объект по действию. | -что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)
-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек) -кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок |
Подбирать антонимы: | — высоко — низко
— теплый — холодный — гладкий — шершавый |
Синонимы: | -большой, огромный, громадный. |
Различать глаголы | -движения (идти, бежать, ехать, ползти … )
-состояния (спать, есть, говорить … ) -действия (рисовать, лепить, трогать … ) -приставочные и без приставочные (шел в … , пошел в … , рисовал — нарисовал |
Добавлять пропущенные слова: | — пришел почтальон, он принес … |
Подбирать обстоятельства | трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро |
Составлять предложения с определенным словом. | Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,
внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса … ) |
. Создание новых слов. | светлый, зеленый — светло-зеленый,
-тепло, любит – теплолюбивый, -длинные, уши – длинноухий, -воду, проводит – водопровод. овощи режет — овощерезка дырки прокалывает — дырокол. |
Придумывать родственные слова | -лес — лесок, лесник, лесной,
-вода — водяной, водопровод, водный, водолаз |
Заканчивать предложения | Миша пошел гулять (когда?) …
-Мише стало грустно (отчего?) … -Миша обрадовался (чему) … |
Многозначные слова | у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,
чем отличаются) -коса. -ручка |
Слова с заданием | начинаются на ба — (баранка, батон, бабушка ).
-заканчиваются на ок — (котенок, щенок, совок ) . |