«Речевые игры с дошкольниками»

 

Подготовила воспитатель Кириллова Н.Л.

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых,  как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Учить подбирать определения и эпитеты -собакибывают:большие, санитарные, сторожевые …
Узнавать предмет по описанию. -длинненький, тоненький, зелененький … с пупырышками,

-его можно солить, делать из него салат (огурец)

-это зеленая, стройная, кудрявая … белоствольная (береза

Подбирать действия к предмету. -щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит

-ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.

Подбирать объект по действию. -что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)

-что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)

-кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок

Подбирать  антонимы: — высоко — низко

— теплый — холодный

— гладкий — шершавый

Синонимы: -большой, огромный, громадный.
Различать глаголы -движения (идти, бежать, ехать, ползти … )

-состояния (спать, есть, говорить … )

-действия (рисовать, лепить, трогать … )

-приставочные и без приставочные (шел в … , пошел в … ,  рисовал — нарисовал

Добавлять пропущенные слова: — пришел почтальон, он принес …
Подбирать обстоятельства трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро
Составлять предложения с определенным словом. Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,

внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса … )

. Создание новых слов. светлый, зеленый — светло-зеленый,

-тепло, любит – теплолюбивый,

-длинные, уши – длинноухий,

-воду, проводит – водопровод.

овощи режет — овощерезка

дырки прокалывает — дырокол.

Придумывать родственные слова -лес — лесок, лесник, лесной,

-вода — водяной, водопровод, водный, водолаз

Заканчивать предложения Миша пошел гулять (когда?) …

-Мише стало грустно (отчего?) …

-Миша обрадовался (чему) …

Многозначные слова у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи,

чем отличаются)

-коса.

-ручка

Слова с заданием начинаются на ба — (баранка, батон, бабушка ).

-заканчиваются на ок — (котенок, щенок, совок )   .

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.