Подготовила воспитатель Кириллова Н.Л.
Известный французский мыслитель и писатель Жан-Жак Руссо был еще и реформатором педагогики. Он говорил так: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он действует, бегает, кричит, пусть находится в постоянном движении».
Движение – физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазить. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. Сейчас наступает другая пора…
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников – укрепление их здоровья, снижение заболеваемости, развитие движений и физическое развитие детей.
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности.
Исследованиями установлено, что уже в дошкольном возрасте отмечается недостаточная двигательная деятельность, т. е. гиподинамия, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития. Вот почему для детей необходимы занятия физическими упражнениями, бегом, подвижные игры.
Повышенная двигательная активность способствует активизации всех основных физиологических функций организма. Усиливается деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем, повышается обмен веществ. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно-мышечного и связочного аппаратов, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы. Упражнения для различных мышечных групп способствуют формированию правильной осанки, профилактики плоскостопия.
Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым. Важно в семье создать рациональный двигательный режим, включающий как специально организованную, так и самостоятельную двигательную деятельность детей.
Особое значение для повышения двигательной активности детей имеют физические упражнения, бег, прыжки, проводимые на открытом воздухе в течение всего года. Такие упражнения в наибольшей степени способствуют закалке детского организма, оздоровлению, повышению сопротивляемости простудным инфекционным заболеваниям.
Во время подвижных игр и занятий физическими упражнениями и бегом, а также в свободной двигательной деятельности детей полезно использовать скакалки, обручи, мячи, гимнастические палки и другое спортивное физкультурное оборудование.
Также не маловажную роль играет утренняя гимнастика. Для того чтобы уже с утра получить заряд бодрости и энергии, начинайте свой день с утренней гимнастики. Ее задачи – снятие сонного торможения, укрепление мышечного корсета, тренировка сердечно — сосудистой и дыхательной систем, подготовка организма к предстоящей разнообразной деятельности. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег и упражнения для различных мышечных групп.
Повышение двигательной активности ребенка достигается также путем использования упражнений спортивного характера – ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, езда на велосипеде, плавание, бадминтон и многое другое.
Значимая роль в формировании двигательной активности принадлежит взрослым. Важно в семье создать рациональный двигательный режим, включающий как специально организованную, так и самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для осуществления двигательной деятельности ребенка целесообразно иметь дома спортивный уголок: гимнастическую лестницу, перекладину, канат, скакалки, мяч и другое спортивное оборудование. Это даст возможность с максимальной пользой для развития и здоровья ребят использовать их свободную двигательную деятельность в помещении.
Воспитание детей – большая радость и большая ответственность, большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие. Необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Быть здоровым – естественное стремление человека.
Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие!