Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей 3–4 лет»

Воспитатель Яценко С.В.

Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей. Все это приобретается постепенно и только при взаимодействии педагогов и родителей.

В 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого,формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте малышу быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам.

Развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста не должна мешать гиперопека взрослых. Не выполняйте то, что ваш малыш научился делать самостоятельно. Безусловно, на мытье рук и чистку зубов без вашей помощи у него уйдет больше времени. Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка. Не мешайте вырасти своему ребенку независимым.

Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Не препятствовать ему в этом стремлении.

Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Вы решили испечь пироги? Разрешите малышу слепить что-нибудь из теста. Пусть это будет бесформенная фигурка, но сколько эмоций вызовет сам процесс формирования и выпечки. Поддерживайте малыша и одобряйте его действия.

Зайдя в магазин за покупками, посоветуйтесь с ним, какого цвета кофточку ему приобрести. Спрашивайте у него, куда бы он хотел пойти в выходные дни.

Поставьте его перед выбором: зоопарк или цирк, пускай малыш отдаст предпочтение одному из двух вариантов проведения выходного дня.

Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать,например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем и прочее.

Чаще хвалите ребенка – это мощное средство в родительском арсенале воспитания. Не скупитесь на добрые слова. Это помогает закрепить нужное поведение. Однако хвалить тоже надо с умом. Старайтесь избегать пустых, надуманных поощрений, иначе ваши слова просто обесценятся. Похвала обязательно должна быть адресной. То есть, если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то-то и то-то». Причем поощрять надо сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким.

Правила обучения самостоятельности:

  1. Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать за ребенка то,что он способен выполнить сам.
  2. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь,займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
  3. Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное поручение,объясните ему, к чему может привести безответственность, что есть определенные правила. Не покормил рыбок – значит, они голодные и могут даже умереть, не полил цветочки – они завянут. При этом всегда давайте малышу возможность реабилитироваться.
  4. Любое обучение лучше всего проходит в игре. Например, можно посоревноваться, кто быстрее застегнет все пуговицы или зашнурует ботинки. А можно потренироваться на игрушках и помочь помыть руки любимой кукле.
  5. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Если вы, например,скажите своему малышу: «Посмотри, какая Катя молодец, сама обувает сандалики! А ты ничего сам не умеешь», это скорее вызовет у него неприязнь к Кате, чем желание овладеть навыком. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
  6. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша сопровождать словами: «Я знаю, у тебя получится, ты справишься», ребенок будет настроен на успех.
  7. Всегда обращайте внимание на то, что у крохи получается. Потому что, если малыша постоянно одергивать и поправлять, у него возникнет ощущение собственной слабости и беспомощности. Не преувеличивайте ошибки. Ведь ошибаясь, дети учатся.
  8. Поскольку маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные напоминали. Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.
  9. Решающее значение в обучении самостоятельности играет личный пример

Удачи Вам и вашему ребенку в достижении успехов в этом деле!

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.