Воспитатель МБДОУ д/с №28
Яценко С.В.
Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, уберечься от которой невозможно. Это неверно!
Правильная и заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов имеет особенное значение в решении проблемы обеспечения безопасности движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно младшего дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дорогах, они не в состоянии правильно оценить расстояние до приближающейся машины и её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.
На третьем году жизни ребенка начинается воспитание общей культуры поведения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров, и все, что ребенок усвоит, прочно останется у него в памяти.
Обучение Правилам дорожного движения дает желаемый результат, если в повседневной жизни у детей формируется культура поведения, выдержка, дисциплина. Во время прогулок следует обращать внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, называть цвета светофора, знакомить со словами: тротуар, шофер, автомобиль; уточнять названия частей автомобиля: кабина, колеса, кузов, двери, окна и т. д.
Постепенно у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. Нужно ненавязчиво подводить детей к усвоению Правил дорожного движения, побуждать их активно пользоваться словами, обозначающими направление и местоположение предметов. Необходимо расширять кругозор детей, обращая их внимание на то, что люди ездят на велосипедах, мотоциклах, легковых автомобилях, автобусах, трамваях. Грузы возят на грузовых машинах, автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Покажите ребенку дорожные знаки, расскажите об их назначении. Обратите внимание детей на нарушителей, отметьте, что они нарушают правила дорожного движения, рискуя собственной жизнью.
Полученные знания закрепляются и расширяются в повседневной жизни при каждом удобном случае воспитателями и родителями. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя с ребенком дорогу, взрослый должен обязательно держать его за руку, чтобы ребенок не испугался приближающейся машины. Надо объяснять детям, что нельзя выходить одним, без взрослых, на проезжую часть улицы.
Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улице.
Использовались материалы интернет-ресурсов.