Воспитатель Яценко С.В.
Одна из самых актуальных задач нашего времени — патриотическое воспитание подрастающего поколения
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнут сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
Ø чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
Ø уважительное отношение к языку своего народа;
Ø заботу об интересах родины;
Ø гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
Ø уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
Ø стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Как же начать знакомить детей с городом и какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети разного возраста?
Деток 2-3 лет можно начинать учить узнавать свой дом, квартиру. Показывать где находится детский сад, группа. Учить ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения. Напоминать в общении с детьми название города, в котором они живут. Развивать интерес и бережное отношение детей к природе, приучать ухаживать за любимым деревом около дома.
С детьми четвертого года жизни продолжаем совершенствовать умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формируем умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Учим правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке), обращаем внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. Воспитываем чувство причастности к жизни страны. Воспитываем бережное отношения к природе родного края.
Дети пятого года жизни продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками. Продолжается воспитание любви к родному городу (дети должны знать название своей улицы, уметь рассказывать о самых красивых и любимых местах родного города, его достопримечательностях). Знакомим дошкольников с доступными их пониманию представлениями о государственных праздниках. Продолжаем воспитывать бережное отношение к природе родного города.
В старшем и подготовительном к школе возрасте дети свободно ориентируются в помещениях и на территории детского сада. Они должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Взрослые объясняют детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. У детей формируется представление о том, что страна, в которой живут дети, называется Российская Федерация. Используя глобус и карту обучаем умению находить Россию, ее города, родной город, Москву — столицу, реки, озера, горы.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину.
Как мы видим, знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.