Подготовила воспитатель Кириллова Н.Л.Панова Т.А.
«Баю-баюшки, баю! Баю дитятку мою!» Сколько ласковых слов находит мать, баюкая своё дитя. Сколько нежности и ласки в её пении. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая ласковые, тёплые интонации, успокаивается и затихает.
Колыбельная песня как частица фольклора несёт в себе народную мудрость и красоту. Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи и традиции, начинается с колыбельной песни.
Название колыбельных песен произошло от слов «колыбель», «колебать». В народном обиходе было и другое название – «байки», произошедшее от древнерусского глагола «байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять»
(говорить, шептать). Байкой уговаривали ребёнка скорее уснуть. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось призвуками – поскрипываниями шеста, очёса, которые вплетались в колыбельный напев.
Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям взрослого, ребёнок начинал понимать отдельные слова, получал первые представление об окружающих его предметах, животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, призыв к добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребёнка оказывает сама материнская нежность, ласка и любовь, составляющие стихию колыбельных.
Для полноценного развития ребёнку необходимо чувствовать себя защищённым, любимым. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу помогает удовлетворить его потребность в общении со взрослыми, у ребёнка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любви к матери, близким.
В колыбельной отражались каждодневные заботы и материнские тревоги о ребёнке, о том, как его одеть, накормить. Программировались будущие перспективы жизни, задавались социальные ориентиры и нравственные категории с часто наблюдающимся стремлением повернуть ребёнка к удаче:
Будешь в золоте ходить.
Чисто серебро носить.
Исследователи фольклора П.Шейн,В.Аникин, А.Ветухов считают, что многие колыбельные песни близки к заговорам. Слову, сказанному над колыбелью, в старину придавали значение заклинания:
Спи по ночам,
Расти по часам!
Иногда колыбельные песни отражали исторические события своего времени (подвиги Александра Невского, походы Ермака). В древности был обычай пугать детей именем врага:
Баю-бай, Баю-бай!
К нам приехал Мамай,
Просит — Ванечку отдай.
В колыбельной песне могла звучать тревога матери о сыне, которому предстояло стать воином. Или мать вспоминала о своей жизни, девичестве и мечтала о богатом приданном для дочери. Потребность народа в счастье и благополучии требовала удовлетворения хотя бы в мечте, песне.
Часто в колыбельных фигурировали образы животных и птиц. Существует множество колыбельных, в которых главный персонаж – котенька-коток.
Приди, Котя, ночевать
Нашу детку покачать.
Мирное мурлыканье кота навевает сон. Он имеет привычку много спать. Поэтому его стали воспринимать как носителя сна. Существовало поверье, что если, прежде, чем класть в колыбель ребёнка, положить в неё кота, то ребёнок будет крепко спать. Наряду с этим кот представлялся и воришкой-плутишкой. А крестьянской среде воровство являлось позорнейшим пороком. Так, мало-помалу, в колыбельной ребёнок познавал ещё и уроки нравственности. И главным педагогическим аспектом действия колыбельных являлась передача нравственных идеалов от одного поколения другим. В старые добрые времена люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ.
В настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети растут без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, теряем что-то невосполнимое для себя и детей.
К счастью детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Возвращаясь к национальной памяти, мы иначе начинаем относиться к русским культурным традициям, праздникам, старине, фольклору, народным промыслам, в которых народ оставил свои самые ценные достижения.
Русские народные колыбельные песни складывались веками, и в них – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей. Сфера их воздействия гораздо шире прикладного значения упокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функцию развития ребёнка.
По мнению многих психологов, самое «безобидное», к чему может привести “замена” колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп – это развитие у ребёнка синдрома дефицита внимания (СДВ). Имеется в виду дефицит внимания к ребёнку со стороны родителей. Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками.
Колыбельная песня заранее даёт ребёнку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни.
Воспитательная функция колыбельных не теряет с годами своей актуальности. Посредством восприятия колыбельных малыш знакомится с окружающими предметами и явлениями, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках – любви к родному человеку, доброте, честности.