Как помочь родителям понять своего ребёнка

Подготовила:
учитель-логопед
высшей категории
Гладких Т.В.

image001Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия, а затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, малыш бросает игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним.

Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». Такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно потихоньку эту игру усложнять и направлять: например, поставить емкость дальше и постепенно перемещать ее в пространстве, чтобы ребенок начал активнее двигаться. Чем больше он двигается, тем быстрее и лучше ориентируется в ситуации. Это поможет ему понимать взрослого человека и адекватно реагировать на просьбы и поручения.

Если ребенок еще не научился говорить, используйте для занятия больше игрушек или предметов, чтобы он мог выполнять с ними действия. Он должен сначала познакомиться с предметом, узнать его фактуру; он может взять этот предмет в рот, чтобы лучше его ощутить. Ребенку важно научиться выполнять с ним различные действия (например, ложкой можно копать песок, снег, переливать воду, есть), чтобы у него появился опыт взаимодействия с предметом.

Сопровождайте свои слова жестами. Малыш научится повторять ваши действия с предметами, копировать их, и у него появится возможность подражать вашим жестам. Так он научится использовать жесты для общения. 

Во время работы старайтесь не раскладывать сразу все игрушки, необходимые для занятия, иначе ребенок будет отвлекаться. Оставьте в поле его зрения только те предметы, которые нужны для конкретной игры, а остальные можно сложить в коробку и накрыть платком. 

Для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или сам берет тряпку и вытирает стол, то где же он должен использовать речь? В перечисленных ситуациях она ему не нужна. Но если мы обратим внимание ребенка на то, что он делает и что ему для этого нужно, мы вызовем его на диалог. Старайтесь предоставлять ребенку выбор: «Ты хочешь эту игру или эту?» – и покажите игры, которые вы держите в руках. Пусть ребенок назовет или обозначит свой выбор доступным образом. Если он не называет и не указывает на игру, дайте ему образец: «Эту?» – и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру.

Важно, чтобы ребенок захотел разговаривать. Для этого нужно правильно организовать среду, в которой будет проходить занятие. Чтобы у ребенка появились первые краткие эмоционально окрашенные слова, в поле его зрения должны находиться простые игрушки, с  которыми вы можете организовать эмоционально насыщенную игру (мячики, кубики, платочек, куколка, мишка), но не карточки с лото. Научите ребенка играть с этими предметами. Покажите, как из кубиков строится башня, потом вместе ее сломайте. Такие игры очень нравятся детям, так как они просты и предполагают появление определенного эффекта (шум при падении кубиков). Игру следует сопровождать короткими словами, выражающими яркие эмоции: «Ах», «Оп», «Ай». Главное – вовлечь ребенка в деятельность с этими предметами, без этого не будет и речи. Ведь если у вас отсутствует общее дело, о чем тогда можно поговорить с ребенком?

Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность высказывания (например:«Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку ответить. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть просто взор, обращенный к вам, или мимическая реакция, а иногда – слово или жест. Так мы определим, услышал ли нас малыш, понял ли нашу фразу.

Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, речь станет для него просто фоном, и малыш не обратит на нее внимание. Во время зрительного контакта у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда он будет пытаться произносить звуки.

Огромное значение для неговорящего ребенка имеют жесты. Именно они помогают обозначать или уточнять названия предметов и действий. Напомним непременные условия использования жестов. Во-первых, жест всегда должен сопровождаться словом, пусть даже простым. Во-вторых, ребенку следует не только самому использовать жесты; но и видеть их, то есть вам необходимо тоже использовать жесты для прояснения слова или фразы.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.