«История празднования Яблочного Спаса»

старший  воспитатель О.В.Новикова

 

14 августа. Первый Спас. Так называется в народе праздник в честь Животворящего Креста Господня. В этот же день – память ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. Первый Спас – медовый. «Спасовка-лакомка». Начинается выломка сот. Лучшим липовым мёдом поминают родителей. Делают медовые квасы. А вот в южной России в это время созревает мак. И так как крестьяне соотносят название вкусного растения с именами святых, которым посвящён этот день, то в церкви освящается и мак, и разные душистые травы. А дома пекут рулеты и печенье с маком.

Загадка: На тычине городок, в нём семьсот воевод. (Мак)

Было раньше очень вкусное начало трапезы в день первого Спаса: блины с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, маково-медовую массу, в неё обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальник,  на Украине – макитра, в Белоруси – макатер. В день Маккавеев молодёжь водила хороводы с песней про мак. Близка к ним и детская игра «В маки». Один из играющих – Дедушка Ермак, он встаёт в середину круга. Остальные, взявшись за руки, ходят вокруг него и поют:

Трах-трах, та-ра-рах,

Растёт мак на горах.

Мак макавочек,

Золотой цветочек.

Встаньте все в ряд,

Спросите промак!

Затем с Дедушкой Ермаком переговариваются:

-Дедушка Ермак, ты сеял мак?

-Сеял!

-Дедушка Ермак, ты полол мак?

-Полол!

-Дедушка Ермак, цветёт ли мак?

-Цветёт!

-Дедушка Ермак, созрел ли мак?

-Созрел!

-Дедушка Ермак, не пора ли трясти мак?

-Пора, детки, пора! – отвечает Ермак и убегает. Все бегут его ловить. Поймав, легонько тормошат.

В день первого Спаса можно угостить детей старинным русским напитком – сбитнем, неизменным компонентом которого всегда остаётся мёд. Даём рецепт такого сбитня, который пьют холодным:

1 кг мёда, душистые целебные травы (шалфей, мята, имбирь, мелисса). Растворить мёд в кипятке (4 л), добавить травы и прокипятить в течение 2 часов, профильтровать и охладить.

А вот как расхваливали вкусный медовый напиток: «Эй, кто почнёт, того мир почтёт!», «Эх, с коричкой, с гвоздичкой, с лимонной корочкой!».

Ай, да сбитень, сбитенёк!

Подходи-ка, паренёк!

Сбитень тётушка варила,

Сама кушала, хвалила

И всем ребятам говорила:

-Вы, ребята, пейте,

Сбитня не жалейте.

Сбитень варен на меду,

Не на рощеном солоду,

Вкусен, ароматен,

Для всякого приятен!

…Какой вкус, какой цвет,

Откушай, сосед!

Все пьют да хвалят,

Нашего брата по головке гладят.

19 августа. Преображение. «Спас на горе». Яблочный Спас.

С этого времени разрешается, есть садовые плоды и огородные овощи. 19 августа в храмах освящались яблоки и другие плоды. В день Яблочного Спаса пекли яблоки, пироги с яблоками, грибами и ягодами, со всем, чем одаривал сад, огород, лес. И по сей день, где почитаются традиции, пекут в эти праздники Успенского поста пироги с маком, яблоками, ягодами, грибами, приглашают к столу, хлебосольно привечают, под тихий напев самоварной песенки ведут неспешную беседу. Да лучше не переедать, а поиграть вволю. Например, в игру «Гороховая мучка». В ней и языку дело и ногам работа.

Играющие бегают, повторяя:

-Гороховая мучка то и дело солодела.

Один ловит. Пойманные должны ловить непойманных. Игра продолжается, пока все не переловлены. Сходна с ней игра в «Сырую печёнку», в этой игре ловящего дразнят «сырой печёнкой».

29 августа. Третий Спас – в честь Нерукотворного образа. Спас на полотне», ореховый Спас, хлебный, Спожинки. «Третий Спас хлеба припас». К этому времени в центральной России поспевает лесной орех.

Загадка: Махотка маленька, кашка сладенька». (Орех). Махоткой в некоторых местах России называли кашничек – маленький горшочек для каши. Махотка вообще значит «малютка». Сравните со словом «махонький», которое и сейчас употребляют, обращаясь к маленькому ребёнку.

Ещё накануне Третьего спаса, 28 августа, в день Успения Богородицы, начинают праздновать окончание жатвы. Потому и Спожники. Праздник урожая переходит и на день Третьего Спаса. Пекут пироги из нового хлеба, сзывают родных и соседей на пир пировать. Жницы выходят на поле, обвязывают последней соломой все серпы, потом катаются по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило да на молотило и на криво веретено». После того последний сноп, именинный, наряжают в сарафан и кокошник и несут в село. Мужчины же несут каравай из нового хлеба. Дожинки! Убрали хлеб! С этого времени начинаются осенние хороводы в городах и сёлах.

Как на любом празднике, так и на празднике урожая должно быть много детских народных игр, качание на качелях, ходьба на ходулях, катание вперегонки обруча, запускание воздушных змеев. Ведь лета осталось с воробьиный носок. Порадуйтесь напоследок его радостями!

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.