воспитатель Яценко С.В.
Ранний период жизни ребенка чрезвычайно важен во всех отношениях.
Педагоги и психологи считают ранний возраст не только благоприятным для развития основных способностей и черт характера ребенка, но и существенным в формировании будущего читателя. Как правило, художественное слово сопутствует ребенку уже с первых месяцев его жизни. В семье, в детском учреждении ему напевают колыбельные песенки, что действует на малыша успокаивающе. Колыбельные — неизменные спутники первых лет жизни ребенка.Во время игры взрослые разговаривают с ним, включая в свою речь образные выражения прибауток, потешек, стихов. Ребенок, удовлетворяя свою потребность в движении, подпрыгивает, сидя на коленях у взрослого, который при этом ритмично приговаривает строчки народной потешки «Скок-поскок…».
Внимательные родители и воспитатели никогда не будут заниматься с ребенком молча, а разговаривают с ним, часто используя при этом образы сказок, детские стихи, песенки. Вначале ребенок не понимает, да и не может понять произносимых взрослым слов. Однако это не исключает их воспитательной значимости.Не понимая еще значения того, что ему читают, ребенок различает интонации, сочетания звуков, чувствует ритм. А, по мнению исследователей, ритм облегчает жизнь, делает ее упорядоченной. Положительная эмоциональная отзывчивость детей на ритм, рифму, интонацию позволяет сделать вывод, что художественное слово воздействует на них уже в раннем возрасте. Эту отзывчивость необходимо поощрять. Ведь если у ребенка ежедневно будут на слуху песенки, потешки, прибаутки, он начнет их запоминать, проговаривать сначала отдельные слова, стоящие в конце строки, потом весь текст. Таким образом, речь малыша станет богаче, образнее, ярче. Если в группе звучит образная речь, то даже у самых маленьких она находит отклик. Например, кошечку малыш может ласково назвать «котенька-коток», прилетевшую птичку сороку – «сорокой-белобокой», на воробья малыш может сказать – «птичка-невеличка» и т.д. Читая стихи, песенки, потешки, воспитатель развивает у детей слуховое восприятие, совершенствует способность понимать то, что читается, побуждает их подражать звукосочетаниям и словам текста.
Таким образом, малые формы фольклора созданы мудрой народной педагогикой не только для того, чтобы позабавить малышей, но и развивать речь детей. Поэтому опытные педагоги советуют разнообразно использовать народную поэзию во всей воспитательной работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.
В раннем приобщении ребенка к книге, к художественному слову, важно чтобы семья, воспитатели и библиотека были единомышленниками и партнерами. Именно это ключ к успеху.
Познание мира ребенком происходит в процессе игры, забавы (потешки, уговорушки, песеки, прибаутки, пальчиковые игры), на смену игровой поэзии приходят сказки, и сюжет, и содержание которых требует от малыша умственного напряжения, серьезного вне игрового восприятия текста. На втором году жизни, учитывая психологию детей раннего возраста, мы знакомим ребенка со сказками, где встречаются положительные герои «Курочка Ряба» и «Колобок». Рассказывая сказку ребенку, можно использовать не только книжные иллюстрации, настольный или пальчиковый театр, но и библиоигрушку. Библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность, усиливают наглядность сказки или этой же потешки. Игрушки и игры многофункциональны. Библиоигрушки не исключение. Наблюдения показывают, что дети, вовлекаемые в игру с помощью библиоигрушек, легко запоминают сказки, пересказывают, а это развивает речь. Дети проявляют желание что-то перечитать, придумывают продолжение. Библиоигрушки стимулируют развитие фантазии воображения, мышления, побуждают к творческой активности. Нельзя забывать и о важности работы мелкой моторики пальцев рук, влияющей, как уже говорилось, на умственные способности, так как ребенку приходится брать в руки не очень большие предметы.
Детская литература играет огромную роль в становлении ребенка раннего возраста как личности. Главная задача в период дошкольного возраста воспитать ребенка читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение.
Это возможно при следующем: необходимо создать в условиях детского сада системы по приобщению ребенка к книге; уметь давать квалифицированные консультации родителям; быть собеседником ребенку; стать посредником между писателем и его маленьким читателем; быть тем человеком, который сумеет для каждого ребенка создать свой мир общения с книгой.