Тема № 12. Звуки [Б], [Б’]; [Б] — [Б’]. Буква Б

Подготовила: Солдатенко И.В. учитель-логопед

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.
2. Развивать у ребенка динамический праксис.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Б], [Б’], дифференциро-вать их на слух и в произношении.
4. Научить ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стече-ния согласных.
5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову.
6. Учить звуковому анализу слов.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие слухового внимания).
Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза — слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться, например: !! !, !! ! и т.д.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие коор-динации движений рук).
Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом самостоя-тельно) выполняет следующие движения руками одновременно: правая рука — кулак, левая рука — ладонь и т. д.

Задание 3. Знакомство со звуком [Б].
Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:
У барана Бубы болят зубы…
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Б]:
— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;
— горлышко «работает».
Символ звука: стук большого барабана: ББББ… (см. цветную вклей-ку). Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение.
Мальчик упал с санок — бух! бух!

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Б]»:
д, т, б, б…; да, ба, ду…; баран, корова, бык, забор, сорока…
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним ряд сло-гов, голосом выделяя ударный:
ба-ба-ба-ба, бы-бу-бо-ба…

Задание 7. Договорить в словах последний слог:
БА: вер…, из…, гу…, тру…, стрель…, борь…;
БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…

Задание 8. Подобрать слова к первому слогу:
БА: -тон, -гаж, -лет…; БУ: -кет, -мага, -тылка, -тон…;
БО: -ря, -бик…

Задание 9. Дидактическое упражнение «Веселый мяч».
Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бу-сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…

Задание 10. Работа с картинками (при затруднении использовать кар-точки и синий кружок с колокольчиком).
Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в начале слова.
Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в середине слова.

Задание 11. Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком [Б] са-мостоятельно, определить место звука [Б] в словах.

Задание 12. Подобрать родственные слова к слову:
баба — бабушка, бабуля…

Задание 13. Выучить чистоговорки:
Ба-ба-ба — новая труба.
Бу-бу-бу — взяли мы трубу.
Бы-бы-бы — нет трубы.

Задание 14. Знакомство со звуком [Б’].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в от-гадке.
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь… (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 15. Фонетическое упражнение.
Баран блеет: беее…

Задание 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:
бь, дь, ть, бь…; бя, бе, ди, те…; кошка, бегемот, бизон, корова, обида…

Задание 17. Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя ударный:
бя-бя-бя-бя; бя-бе-бю-би…

Задание 18. Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых есть звук [Б’].

Задание 19. Дифференциация звуков [Б] — [Б’].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Б’]»:
б, бь, б, бь, бь…; бя, ба, бы, бю…
Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б’]):
баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)
Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)

Задание 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Б] и [Б’].
Подобрать слова со звуками [Б] и [Б’], разделить их на слоги. Составить предложения с этими словами.
Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:
быть — бить, были — били, забыть — забить.
Выучить скороговорки:
Все бобры добры для своих бобрят.
Баран-буян залез в бурьян.

Задание 21. Знакомство с буквой Б:
Б — большая бочка с краном,
Пьем из бочки утром рано.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Б?
Игры с буквой.

Задание 22. Звуковой анализ слов (составление схем слов из кружков, анализ):
баба, Бим.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, пись-мо печатными буквами под диктовку.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.