Подготовила: учитель-логопед
Солдатенко И.В.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизиро-ванных речевых радов.
2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение после-довательности элементов автоматизированного ряда).
Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку отве-тить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4 и 6? Сначала Задание выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».
Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребе-нок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ре-бенка произнести любой гласный звук тихо или громко.
Задание 3. Знакомство со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.
Медведь ревет: ыыыы… (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы…; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ…; па-роход удаляется: ЫЫЫЫыыыы…
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Ы]:
— губки не напряжены;
— зубки разомкнуты;
— язычок отодвинут глубоко в ротик;
— горлышко «работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зу-бы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с сим-волом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ… (см. цветную вклейку), и обозна-чением: красный кружок.
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы…; ым, ум, …; ды, мы, ма…; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка…
Задание 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисован-ных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.
Задание 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:
ТЫ: кус-…, мос-…, бол-…, ко-…; ДЫ: са-…, хо-…, пло-…, ря-…
Задание 7. Вместе со взрослым закончить слово:
Мы… (-ло), лы… (-жи), сы… (-нок).
Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинако-вый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — …, комар — …, топор — …, шар — …
Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].
Задание 10. Подобрать слова со звуком [Ы].
Задание 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким
Задание 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
Задание 13. Выучить считалку:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар,
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.
Задание 14. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
На что похожа буква Ы?
Игры с буквой.
Задание 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из круж-ков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Из трубы идет… Строители построили новый… (дом, дым).