Подготовила: Солдатенко Ирина Викторовна
Учитель-логопед
Коррекционно-развивающие задачи.
- Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении времен глагола.
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] — [Щ].
- Учить производить позиционный звуковой анализ слов без наглядной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Учить преобразовывать слова.
- Продолжать учить анализировать и составлять схемы простых предложений без предлога.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно, исправляет допущенные ошибки и произносит предложение правильно.
Мальчик вчера будет читать книгу. Иван Иванович в детстве будет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера? Ты был там завтра?
Задание 2. Дифференциация звуков [Ч] — [Щ].
Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):
мяч, грач, обруч; лещ, плащ, хвощ.
Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найти общее и различие, обратив внимание на характер воздушной струи), вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Щ], их обозначение.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»:
щ, ч, ч, щ…; ча, ща, щу, чу, …; ач, ощ…; чайник, щенок, ящик, очки…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ча-ща, чо-…; ач-ащ, уч- …
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ча-ща-ща, ща-ча-ча, ча-ща-ча, ща-ча-ча, ща-ща-ща, ча-ча-ща.
Задание 4. Закончить слово нужным звуком ([Ч] — [Щ]), составить с каждым словом предложения:
товари…, кле…, труба…, обру…, клю…, ово…, мя…
Закончить слова нужным логом:
ЧА (ЩА): ту — …, ро — …, пи — …, гу — …, ку — …, да — …;
ЧИ (ЩИ): клю — …, пла — …, ку — …, мя — …, шло — …, ово — …
Задание 5. Заменить звук [Ч] на звук [Щ] в словах. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов:
плач — плащ, челка — …
Изменить слова по образцу, обратить внимание на появление звуков [Ч] и [Щ] в новых словах, определить место звуков [Ч] и [Щ] в словах, разделить их на слоги.
Жук — жучище, рак — …, паук — …, хомяк — …, сундук — …, язык — …, бык — …, волк — …
Рычать — рычащий, мычать — …, ворчать — …, молчать — …, звучать — …
Щенок — щеночек, ящик — …, щепка — …, щука — …, щека — …, щетка — …
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):
чайник, щука, человек, чудо; ящик, овощи, обручи, плащи.
Взрослый называет слово по звукам, а ребенок произносит все слово целиком, затем — наоборот:
щука — [щ у к а]; [ч а ш к а] — чашка.
Взрослый задает вопросы: какой первый звук в слове, последний? Какой звук стоит после звука [Ч] ([Щ]), перед звуком [Ч] ([Щ])? Каким по счету стоит звук [Ч] ([Щ]) в слове?
Задание 7. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Щ].
Назвать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Щ], определить место звука в словах, разделить их на слоги.
Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Щ] (см. темы № 35, 37).
Выучить скороговорку:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Щ].
Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова чаща (объяснить ребенку значение этого слова).
Преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:
щука — щучка — щучки — щуки — щука.
Составить схемы предложений. Какое первое слово в предложении, последнее? Какие слова стоят в середине предложения? Какое предложение самое длинное?
Дима ловит щуку. Маша поймала щуку. Коля ловит удочкой большую щуку.
Письмо слов под диктовку печатными буквами, чтение:
щука, щучка, щучки.