Тема «Звуки [Т] — [Д], [Т’] — [Д’]»

Составил:
учитель-логопед Солдатенко И.В.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук .

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т’] — [Д’] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (фор-мирование общей координации движений под ритмичную музыку).
Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрос-лый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.

Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамиче-ского праксиса рук).

По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выпол-няет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в ку-лак, показывает ладошку и т. д.

Задание 3. Дифференциация звуков [Т] — [Д].
Назвать первый звук в именах детей:
Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.
Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обра-тив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:
т, д, д, т, т…; та, да, ду, ту, ты…; Таня, Даня, туфли, вода, моло-ток…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
та-да, то-…; да-та, ду-…
Повторить за взрослым серию слогов:
та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.
Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам про-износит слово, а ребенок называет его целиком.
Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на…
Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):
туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.

Задание 4. Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинают-ся на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).
Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).
Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? При-думать с ними предложения:
том — дом, точка — …, тачка — …
Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Мальчик уточкой ловит рыбу. Удочка плывет по озеру.

Задание 5. Дифференциация звуков [Т’] — [Д’].
Назвать первый звук в словах Тима, Дима.
Сравнить артикуляцию звуков [Т’], [Д’], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д’]»:
ть, дь, дь, ть…; тя, дя, ди, ти…; Тимур, Денис, девочка, тигр…
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
тя-дя, те-…, ди-ти, ти-…, дю-…
Повторить за взрослым серию слогов:
тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.
Дидактическое упражнение «Составь слово»:
те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля…

Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т’] и [Д’]), взрослый при этом картинки не называ-ет:
телевизор, диван, тигр, телефон.
Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т’] и [Д’]).
Заменить звук [Т’] на звук [Д’] в словах. Какие слова получатся’! При-думать предложения с этими словами:
тело — дело, тень…, Тима…, тина…

Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т’] — [Д’].
Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т’], [Д’]).
Выучить скороговорки:
Сидит тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревятами.
На дворе трава,
На траве — дрова.
Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т’], [Д’]), а ребе-нок поднимает соответствующую букву.
Упражнение для развития координации речи с движениями:
— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух ду-ду!
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала.
— Ду-ду-ду…
(Ребенок имитирует игру на дудочке.)

Задание 8. Звуковой анализ и сравнение слов.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, пись-мо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Тима — Дима, том — дом.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.