Развиваем у детей умение классифицировать

Подготовила: учитель-логопед Солдатенко И.В.
В основе таких учебных трудностей детей, как невнимательность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяснения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоятельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для развития этого качества необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью
Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направленные на формирование умений классифицировать предлагаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.

Примерные коррекционно – развивающие упражнения
« Светофор »: « Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков».
« Игра с обручами» ( формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким признакам)
Ребенок должен расположить предметы ( разных геометрических форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:
  • Какие фигуры лежат внутри обруча?
  • Какие фигуры оказались вне обруча?
  • Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?
Игру с одним обручем, меняя заданный признак для группировки фигур, нужно повторить 3-5 раз, прежде чем перейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для классификации могут быть разные:
  • — расположи предметы ( фигуры) так, чтобы вне заштрихованные ( красные, зеленые), оказались вне обруча;
  • — расположи предметы ( картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.
« Игра с двумя обручами» ( формирование умения классифицировать предметы с учетом двух признаков)
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обручами, а именно:
  • — внутри обоих обручей ( место пересечения);
  • — внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;
  • — внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии;
  • — вне обоих обручей.
Каждую из областей можно обвести карандашом.
Правила для классификации могут быть разные:
  • — расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные ;
  • — разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обруче из прерывистой линии – все маленькие животные.
Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывистой линии, заштрихованные угольные фигуры располагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, а в результате чего пересечение обручей остается пустым.
Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигуры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой целью задаются вопросы:
  1. Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его?
  2. Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой линии? Вне его? Внутри обоих обручей?
Это упражнение целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры: например, классификация по форме и цвету и размеру, форме и размеру.
Упражнение « Игра с тремя обручами» ( из черной, прерывистой и волнистой линий) направлено на формирование умения классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.