Подготовила: Солдатенко И.В. учитель-логопед.
«Человек рождается не в мир, а в семью – именно здесь будет его дом, если родители готовы позаботиться об этом»
Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Но современные родители с грустью констатируют, что их дети не любят читать.
Что провоцирует ребенка на равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители.
Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, занятую, своими делами — привить любовь к книге будет проблематично. Хочу предостеречь родителей от побуквенного обучения чтению. Мама помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учит малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему малыш не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Почитайте основы методик обучения чтению, выберете то, что подходит вашемуребенку ивам. Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Выбор книги.
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки. Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь прочитать несколько строчек (желательно вслух). Если ваш ребенок постарше, то в большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то будет интересно и ребенку.
Создавайте книги сами!
Сделайте яркие снимки вашего малыша в различных ситуациях, вклейте фотографии в альбом и придумайте историю про ваше чадо с динамичным сюжетом. Запишите и читайте вместе с ребенком – он будет в восторге. Читайте ребенку и вместе с ребенком!
Чтение вслух:
- помогает установить контакт между детьми и взрослыми;
- обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;
- учит видеть красоту и понимать прекрасное;
- обогащает словарный запас, развивает память и воображение;
- учит думать, концентрирует внимание;
- расширяет знания, облегчает процесс учебы,
- помогает воспитанию моральных ценностей, познанию мира и себя самих.
- отвлекает от сидения у телевизора или за компьютером.
Конечно, эти аргументы известны всем. Все знают, чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению: взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» В. Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти». Ведь формирование духовной культуры личности и потребность в книге закладывается в раннем детстве, всегда осуществляется через чтение. Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово.
Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев.
Даже когда ребенок научиться читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснит малышу непонятные моменты и общий смысл.
С целью формирования читательского интереса МБДОУ №76 «Капелька» заключил договор сбиблиотекой. Среди разнообразия информационных форм эффективностью отличаются «Дни библиотеки в детском саду», театрализованные экскурсии «Кругосветка по библиотеке», кукольные инсценировки, литературный цикл «Забытые книжки желают познакомиться».Ежегодно проходят благотворительные акции «Продлим жизнь книги». На протяжении многих лет проводим литературный конкурс «Незнайка в стране Читалия», фотоконкурс«Вместе с книгой я расту».На базе библиотеки проходят беседы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу. А главное чтение — очень сплачивает.