Подготовила: Солдатенко Ирина Викторовна
Учитель-логопед
Правильное произношение звуков необходимо ребёнку для уверенного общения, для последующего грамотного письма и понимания прочитанного им текста.
Нарушение звукопроизношения — не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью. Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.
Но не стоит драматизировать ситуацию в случае устойчивых речевых нарушений. Современные методы речевой коррекции позволяют добиться максимального эффекта.
Немаловажную роль в этом процессе играют и родители, которые на первых порах могут самостоятельно заниматься с ребёнком и добиться значимых результатов. Облегчить задачу поможет подробная инструкция по постановке звука.
Для начала необходимо понять, какое произнесение звука считается правильным, а какое дефектным.
Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:
- губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;
- зубы слегка разомкнуты;
- кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;
- при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.
Звук «Л», в случае его нарушений может иметь следующие, наиболее распространённые варианты:
- звук пропускается(ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.);
- звук «Л» заменяется нечётким «У»(ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.);
- звук «Л» заменяется звуком «В»(ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.);
- звук «Л» заменяется звуком «Й»(ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.);
- твёрдый звук «Л» заменяется мягким (ложка-лёшка).
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика выполняется в качестве ежедневной тренировки органов артикуляции не менее 10-15 минут! Выполнение артикуляционной гимнастики не прекращается и на этапах автоматизации звука.
Следим за тем, чтобы вдох осуществлялся ребенком через нос!
- «Заборчик»- Зубы вместе, губы приоткрыты и растянуты в улыбке. Удержать под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.
- «Трубочка»- вытягивание губ вперед трубочкой. Удержать губы в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.
- Чередование упражнений «заборчик»-«трубочка».
- «Толстячки»- надуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
- «Худышки»- втянуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
- Чередование упражнений «толстячки»-«худышки».
- «Жуем язычок»- кладем язык на коренные зубы справа, производим жевательные движения зубами 5-7 секунд. Упражнение повторяется с левой стороны.
Упражнение болезненное, поэтому его необходимо выполнять осторожно и не спеша.
- «Конфетка»-толкаем языком правую щеку под счет до 10-ти, а затем левую. Упражнение повторить 3-5 раз.
- «Иголочка»-твердый, острый, прямой язык высунут изо рта. Рот приоткрыт, губы не сковывают язык. Язык удержать в таком положении под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.
- «Часики»-из позиции «иголочка» производить движения языком из одного уголка рта к другому.
- «Пароход»- губы в улыбке, язык зажат передними зубами. В таком положении длительно произносить звук [Ы]. Будет слышаться звук [Л], НО!!! Мы об этом ребенку временно не говорим.