Консультация для родителей  на тему: « Звук и буква У»

подготовила учитель – логопед Солдатенко И.В.

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Научить ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку.
  2. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
  3. Научить ребенка четко произносить звук [У].
  4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
  5. Сформировать понятия «звук», «буква».

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (ду-дочке, колокольчике, барабане и .), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».
Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстра-ции в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пассивном и актив-ном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, нача-ло, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой?

Задание 3. Знакомство со звуком [У].
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Взрослый сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуля-цию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:

  • губки вытянуты вперед трубочкой;
  • зубки не смыкаются;
  • горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка ле-жит на горлышке).

После показа и объяснения взрослого ребенок правильно произносит звук [У] пе-ред зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободно-му прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ… (см. цветную вклейку).

Задание 4. Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

  • волк воет: уууууууууу.
  • поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

  • поезд приближается: ууууУУУУУУ…
  • поезд удаляется: УУУУууууу…

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у…

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее сло-во, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающи-еся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обо-значить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
ёёё10

Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический… (утюг)

Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может… (удочка)

Задание 8. Взрослый загадывает ребенку загадки, а ребенок отгадывает их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].

Задание 10. Выучить чистоговорки:
У-у-у — губы хоботком тяну.
У-у-у — дай трубу.
У-у-у — всех детей зову.

Задание 11. Упражнения для координации речи с движениями.
Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет сти-хотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки… Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух. Приседает.
Е. Благинина

Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

Задание 12. Знакомство с буквой У.
Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке.
О. Гофман

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку…);
поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);

провести игры с буквой.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.