Подготовила: Солдатенко И.В.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с каким-либо предметами или явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, иногда является результатом собственных рассуждений.
О чем же спрашивают дети? Об окружающих их предметах и явлений, о далеких планетах и звездах, космосе и т.д. Детям дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного.
Важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить. Следующее требование – краткость, ясность, определенность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребенка. Это требование часто нарушается, когда родители отвечают на вопросы о происхождении людей и т.д. Отвечая на такие вопросы, помните, что представление о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Учитывая это, родители могут ограничиться сообщением отдельных фактов.
Детские вопросы о том, откуда берутся дети, наиболее сложны для взрослых. Надо ли открывать детям тайну деторождения? А. С. Макаренко писал по этому поводу: «В таких вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны еще никаких переживаний и страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете вопрос ребенка, отделаетесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о вопросе и займется чем-то другим».
Отвечая на вопросы детей, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Ответы на вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми (почему старшим надо говорить «Вы»? почему старших надо слушаться?) старайтесь строить так, чтобы воздействовать на чувства ребенка. Формируйте у детей представления о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети в свою очередь тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстрации.
Если ответы требуют недоступных пониманию, сложных сообщений, не бойтесь сказать детям: «Пока ты мал и не сможешь многое понять».