Фонематический слух — основа правильной речи.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для развития слухового внимания.
ЧТО ЗА МАШИНА?
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха.
ЗООПАРК
Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
ЦЕПОЧКА
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
«Общаться позитивно – что это значит».
Практикум для педагогов
Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.
Задачи:
— Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;
— развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.
Сегодня мы с вами проведем занятие на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями, игры и упражнения с элементами рефлексии.
— В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
Разминка
Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.
1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.
(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.
Основная часть
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.
- Составим письменный портрет.
— 1 подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)
-2 подгруппа «Самый трудный родитель в общении»
- Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)
— Все любят послушных, приветливых деток.
Капризных, упрямых – не любит никто…
— Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
— Родители часто сердясь и бронясь,
С ребенком теряют душевную связь…
-Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…
— Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не стоит надувать…
Прочитайте стихи коллегам.
- Тест «Важней всего погода в ДОУ»
Примите результаты теста без обид и задумайтесь …
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.
Съедаете что-то другое.
Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.
Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.
Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.
Итоговая часть
Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».
Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога.
(раздаются листочки с фразами)
— Коллеги отозвались не лестно о вас…
-Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…
-Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе…
-Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т.д.
Нормативы речевого развития ребенка от 0 до 7 лет.
- Причины и виды речевых нарушений у детей и взрослых. Зачем и когда обращаться к логопеду. Система бесплатной логопедической помощи в Москве.
- Первичная профилактика речевых нарушений: «внутриутробное развитие речи» ребенка, пренатальное речевое воспитание.
- Вторичная профилактика речевых нарушений: стимуляция раннего речевого развития (крика, гуления, лепета).
- Профилактика нарушений письма.
- Профилактика заикания у детей. Действия родителей при остром начале заикания.
- Профилактика задержек речевого развития. Приемы вызывания у детей первых слов и фраз.
- Советы логопеда: выбор игрушек, художественной литературы, мультфильмов и т.п. для стимуляции речевого развития ребенка.
- Значимость сенсорного воспитания в речевом развитии. Методика М.Монтессори.
- Мифы и факты о влиянии мелкой моторики пальцев рук на речь.
- Организация режима дня для предотвращения и коррекции речевых нарушений.
- Влияние компьютерных технологий на развитие речи.
- Современные методы оздоровления в качестве профилактики речевых нарушений.