подготовил учитель – логопед Солдатенко И.В.
Тема: «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста».
Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:
нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка
наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.
Примерные сроки усвоения звуков.
1-2 года — А,О,Э,П,Б,М.
2-3 года – И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,Г,К,Х,Й.
3-5 лет – С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ.
5-6 лет – Р,Л.
Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
-понимание речи;
-оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
-фонематический слух;
-связная речь;
-лексико-грамматический строй речи;
-состояние голоса;
-темп речи.
РАБОТА ЛОГОПЕДА
по 3 направлениям:
-Коррекция произношения
-Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
-Формирование грамматических умений и навыков.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1.Больше разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание, раздевание, игра, прогулка и т.д.
2.Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.
3.Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
4.Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
5.Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).
6.Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
7.Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д. В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
8.Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например – идя по улице.
Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.
9.Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
10.У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
11.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.
12.Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).
Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.
Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:
— слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)
— слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)
— слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА
— слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)
— слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)
— фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ).
Игровые приемы для развития звукового, слогового анализа и синтеза,развития фонематического восприятия и слуха.
- Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в начале, середине, конце слова).
- Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
- Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)
- Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
- Преобразования слов — из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
- Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Игра « Города» — Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.
Игра «Поймай звук» — вы задаете ребенку установку на какой – то звук и говорите разные слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.
Игра «Снежный ком» — даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.