Звуки [Ч] — [Т’]

Подготовила: Солдатенко И.В.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении личных окончаний глаголов.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] — [Т’].
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Развивать слухо-речевую память ребенка.
5. Упражнять в словообразовании.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный вариант.
Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идем в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Задание 2. Дифференциация звуков [Ч] — [Т;mso-bidi-font-style:normal’>. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Т’]) и объяснить, почему оно лишнее:
чудо, чайка, телефон, чижик; тетка, тело, Тима, чайник.
Сравнить артикуляцию звуков [Ч] и [Т’] (найти общее и различие), вспомнить характеристику звуков [Ч] и [Т’], обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:
ч, ть, ть, ч…; ча, тя, те, чу…; ач, ать, оть, уч…; чайка, тетрадка, Тима, чужой, мяч, мять…

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ча-тя, чу-…, ач-ать, оч- …
Повторить за взрослым серию слогов:
ча-ча-тя, тя-тя-ча, тя-ча-тя, тя-ча-ча, ча-тя-тя, ча-тя-ча.
Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Т’]. Определить место звуков в словах, разделить их на слоги. Придумать с каждым словом предложение.

Задание 4. Взрослый называет 3—5 слов со звуком [Ч] ([Т’]), а ребенок должен прослушать внимательно и повторить их в той же последовательности.
Подобрать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Т’].
Заменить звук [Ч] на звук [Т’] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.
Мяч — мять, бич — …, челка — …, печка — …, ткач — …, четко — …, речка — …, печь — …, вечер — …, зачем — …
Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Т’] (см. темы № 10, 35).

Задание 5. Исправить ошибки, обратить внимание ребенка на изменение смысла всего предложения при замене звуков [Ч] и [Т’] в словах.
Печка сидит на Петьке. У редьки растет речка. Мальчик начал печь песню. Мама собралась петь пироги.
Подобрать родственные слова к словам:
писать (писатель, писательница, переписчик…), учить (учитель, учительница, ученик…), читать (чтение, читатель, чтиво…).
Вспомнить слова: со звуком [Ч], со звуком [Т’], со звуками [Ч] и [Т’] одновременно.
Повторить за взрослым предложения:
Петька сидит. Мальчик Петька сидит. Мальчик Петька сидит на печке. Большой мальчик Петька сидит на печке. Большой мальчик Петька сидит на теплой печке. Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке. Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке без дела.

Задание 6. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Т’].

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.