Мордик Л.А., муз. рук.
Цель: развитие знаний о космосе, воспитывать у дошкольников чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Задачи:
- закрепить имеющиеся представления о космосе;
- развивать любознательность, мышление, речь, память, внимание, самостоятельность;
- воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну;
- вызвать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: макет космической ракеты, портрет Ю.А, Гагарина, макет Солнечной системы и изображение известных созвездий, макеты космических ракет, стулья по количеству участников, детали мягкого конструктора, четыре обруча, два воздушных шарика, два гимнастических мяча, аппарат для пускания мыльных пузырей, поделки детей «Космические ракеты»
Потолок музыкального зала украшен космическими ракетами, середина его – Солнечная система. Посреди зала стоит макет космического корабля «Восток – 1» с фото Ю.А. Гагарина.
Голос диктора: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза.
Московское время: 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич».
Воспитанники выстраиваются за ракетой и под музыкальную композицию выполняют танцевальные движения, затем встают в шахматном порядке.
Ведущий:
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
Ребёнок
Его все по улыбке узнавали –
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
Ребёнок
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,
ГАГАРИН — ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
Звучит фрагмент песни в исполнении И. Кобзона «Знаете, каким он парнем был» (А.Пахмутова — Н.Добронравов)
Ребёнок
Он родился под городом Гжатском,
Русский мальчик в крестьянской семье.
Имя гордое Юрий Гагарин
Знает каждый теперь на земле.
Ребёнок
Им гордится весь мир, вся планета,
Имя Юрий у всех на устах,
Русский парень поднялся над миром,
Своё сердце России отдав.
Ведущий:
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Больше часа длился первый полёт. Так появилась на Земле профессия космонавт. День космонавтики учредили в честь космонавтов, конструкторов и всех, кто принимает участие в создании и строительстве ракет, космических кораблей и искусственных спутников Земли.
Ребёнок
Денёк особый к нам пришёл –
У космонавтов праздник!
Об этом знает хорошо
Тихоня и проказник!
Ребёнок
И все твердят, кому не лень,
Всегда одно и тоже:
Раз я родился в этот день,
Стать космонавтом должен!
Ребёнок
Нет, астронавтом не хочу.
Скорее – астрономом.
Я все планеты изучу,
Не выходя из дома.
Ребёнок
Но, может, всё-таки врачом? –
Проблем в семье не будет,
Всегда подставлю я плечо
Родным и близким людям.
Ребёнок
А путешественником стать
Мечтают все мальчишки-
Чтоб страны, земли открывать,
Писать об этом книжки.
Ведущий:
Может и мы с вами, ребята, попутешествуем в космическом пространстве?
Звучит музыка «космическая»
Выходит космонавт.
Здравствуйте, ребята. Это вы хотите стать космонавтами? А знаете ли вы: для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.
Дети отвечают:
Конечно, знаем!
Ведущий:
Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Ребёнок
Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
РебёнокА давайте спросим у ребят: какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом?
Ребёнок
Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.
Ребёнок
Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.
Космонавт:
Вы готовы пройти испытания? Тогда вперёд!
Космонавт проводит подвижную игру
«Ждут нас быстрые ракеты» под музыкальное сопровождение.
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
— Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов.
Космонавт:
Все ребята — молодцы, постарались от души!
Воспитатель:
Да, уважаемый космонавт, у нас ребята — сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.
Космонавт:
Впереди вас ждут испытания, у нас на космодроме несколько учебных центров, где вы можете показать свои умения. Ведь для того, чтобы полететь на Марс или на Луну, выйти в открытый космос, нужно много знать, уметь и тренироваться. В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Ведущий:
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Юный экипаж.
Все готово? Ключ на старт! Отправляемся в полет. Нам пора начать отсчет.
Дети:(хором)
Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один…
Космонавт:
Подождите, подождите! Как известно, перед тем как отправиться в космос космонавт долго тренируется и особенно важно, чтобы у него был хорошо развит вестибулярный аппарат. Сейчас мы проверим, кто – настоящий космонавт.
И для этого мы все вместе отправляемся в учебный центр«Тренировочный»
Испытание «Настоящий космонавт»
Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 3 раза вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее.
Космонавт:
Не зевай по сторонам!
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Испытание: «Построй свою ракету»
Ребята выкладывают ракету используя мягкие модули. Основание ракеты составляется из прямоугольников. Над прямоугольниками помещён ещё один прямоугольник. Над прямоугольником стоит квадрат, а на квадрате — треугольник.
Космонавт:
Двигаемся дальше, юные космонавты! И мы прибыли к учебному центру «Знатоки»
Ведущий:
Каждый космонавт должен знать, что такое космос. Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Космонавт проводит викторину для юных космонавтов.
Викторина «Космическая подготовка»
- Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
- Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
- Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
- Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
- Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
- Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.
- Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
- Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрелка
Космонавт:
Нас ждут новые испытания на учебном центре, который называется «Игровой – соревновательный» «Ракетомобиль»
Нужно перевезти пассажиров на дальнюю планету под музыку. Перевозят пассажиров в обруче — бег в паре. Выигрывает та команда, которая быстрее всех перевезла пассажиров.
«Я — ракета»
Космонавт приглашает две пары детей. Мальчики встают прямо и поднимают руки вверх, сложив ладони вместе – это ракета. Девочки должны как можно быстрее обмотать мальчиков бумажным полотенцем, которое им дает ведущий.
Космонавт:
Молодцы, ребята,
Очень все старались!
Вы с большим успехом
Спортом занимались!
И я твёрдо верю:
Если захотите, все вы без сомненья,
В космос полетите!
Ведущий:
Отправляемся к следующим испытаниям, которые ждут нас в учебном центре «Ловкачи»
«Дотянись до звезды»
Группа игроков строится в шеренгу под натянутым шнуром (38 – 40) см выше роста детей. По сигналу игроки подпрыгивают на двух ногах и стараются сорвать со шнура как можно больше звёзд. По окончании игры считают количество звёзд.
«Поймай комету»
Дети делятся на команды по 5-6 человек. Первый игрок зажимает шарик между коленями и прыгает до определенного места, потом бежит обратно и отдает шарик следующему игроку.
Космонавт:
Перед нами центр «Невесомость». Легко или тяжело работать в условиях невесомости? На этот счет существует множество мнений. Всем известно, что любое утверждение проверяется на практике. Давайте и мы с вами проверим на собственном опыте, как работается в «невесомости» в земных условиях детского сада.
Игра «Невесомость»
Детям дают воздушные шары. Надо пройти дистанцию, отбивая шарик руками так, чтобы он не упал, передать его следующему игроку.
Игра «Сохрани планету»
Игра с мячами. По сигналу под музыку дети над головой предают мяч – «планету» назад, начиная с первого участника. Последний участник с мячом бежит вперед колонны и также передает мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник не вернется на свое место.
Космонавт:
Космонавт должен обладать и умом и отвагой, а еще он должен быть и смекалистым. Смекалка в любой работе — первое дело! А у вас есть смекалка? Давайте это проверим, ведь мы очутились в центр «Загадочный»
Воспитатель:
— Кто первый получит задание, мы узнаем, если посчитаемся.
«Астрономическую считалка»
На Луне жил звездочет,
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
А за ним уж, потом,
Девять — дальше всех — Плутон.
Космические загадки загадывает космонавт.
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы её узнали, дети?
Ну, конечно… (луноход)
На ней живут деревья,
На ней широкие поля,
На ней живем и ты, и я.
Наш дом — … (Земля)
Космонавту повезло:
Он увидел … (НЛО)
Увидел я странное в космосе тельце…
Никак это я повстречался с … (Пришельцем)!
Ведущий: И с загадками вы справились без труда, но что это? Инопланетяне?!
Звучит таинственная музыка и зал наполняется мыльными пузырями. Ребята в костюмах инопланетян исполняют танец.
Ребёнок – инопланетянин.
Мы сквозь самый дальний космос
Дальше полетим! Дальше полетим!
Мы, пока еще не поздно,
Всё увидеть в космосе хотим!
Ведущий.
Ребята, мы с вами сегодня узнали много интересного и нового о космосе и космонавтах, попробовали себя в роли самих космонавтов. Теперь мы с вами знаем, что космонавт должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос. И, конечно же, поздравьте свою семью с праздником, с Днем космонавтики!
Космонавт. Со всеми испытаниями ребята, вы справились на отлично! Я хочу наградить вас медалями настоящих космонавтов.
Награждение.