Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует со среднего дошкольного возраста (4–5 лет).
На современном этапе дошкольного образования игровые технологии пользуются большим успехом у педагогов, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что игра оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения детей. Благодаря использованию игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным.
Игра — вид деятельности в ситуациях, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции, которые выполняет игра: развлекательная, диагностическая, коммуникативная, терапевтическая, функция самореализации, функция коррекции, функция социализации.
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст. К игровым технологиям относятся: дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы при заучивании стихотворений, триз технологии игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР), игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Рассмотрим более подробно каждую категорию игр.
Дидактические игры. Они являются основным видом игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Существует несколько видов дидактических игр: игры с наглядным материалом, словесные игры, игры с предметами, настольно-печатные игры, специальные лексические упражнения.
Большинство задач речевого развития дошкольников реализовываются посредством театрализованной игры. Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры — драматизации.
В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты, мимика и пантомимика. Существует несколько видов драматизации: игры — имитации образов животных, людей, героев литературных произведений, ролевые диалоги на основе текста, инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению, игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.
В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — дошкольник организует деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Используются такие виды театра, как настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек, театр теней и т. д.
Одним из эффективных средств переключения ребенка — дошкольника с одного вида деятельности на другой являются пальчиковые игры. Проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной. Например:
Пальчик толстый и большой в сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем).
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий!
Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем).
Безымянный собирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу).
Игровые приемы при заучивании стихотворений. Рассказывая стихотворение, ребенок воспроизводит сюжет с помощью слов, мимики и жестов. При разучивании различных детских потешек, прибауток ребенок учится не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
ТРИЗ технология
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР).
Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию, которая может обозначать удивление, вопрос или испуг.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? Или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он постепенно знакомится с терминами «звук» и «слово».
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Все дети проявляют активность, данный процесс активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас.