Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о часах?»

Подготовила — воспитатель МБДОУ д/с №28 Гетманская Е.В.

 Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

«Что мы знаем о часах?» 

DSC01571

Одним из основных показателей готовности ребёнка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети  с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу «неуспевающих». Они  несобранные, неинициативные, легко отвлекающиеся, слабо подчиняющие своё поведение определённой задаче, с трудом следящие за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при пересказе цепочкой, с низким уровнем развития самоконтроля.

Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.  При проектировании не предполагается жёсткая алгоритмизация действий, но требуется правильное следование  логике и принципам данной деятельности.

Цель проекта: изучить циферблат часов, на познавательном уровне овладеть порядковым счетом, усвоить  технику сложения методом увеличения числа на единицу.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа внедрению проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями,  будет способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста  произвольности психических процессов.

Используемые методы и приемы:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание.

Условия инновационной работы:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Содержание проекта

Содержание деятельности Результат деятельности
1. Поиск и анализ проблемы.

Планирование проектной деятельности

Определение оптимального способа достижения цели проекта. Пошаговое планирование работы.

 

2.          Деятельность по формированию  временных представлений
2.1                                   Подготовительный этап:
  Знакомство с понятиями  «сутки» и «части суток», последовательностью событий Дети  усвоили:

—  что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь;

— последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать,  идет гулять.

Работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего Дети научились определять время,  связанное с произошедшими, будущими или настоящими событиями.
Знакомство с временами года,  днями недели, годом. У детей уточнились и систематизировались  знания о понятиях «год», времена года, дни недели, последовательность дней недели, времен года.
Освоение цифр, умения считать по порядку. Дети усвоили  порядковый счет,  технику сложения методом увеличения числа на единицу
2.2

Обучение  времени

  Познание:

-«Для чего нужны часы? Виды часов» (обобщение имеющихся у детей знаний)

— «Сколько дел можно сделать за 1 секунду, 1 минуту?»

— Решение логических задач  с использованием времени (определение времени с точностью до часа, до получаса)

 

Дети научились:

— понимать и принимать задания взрослых; принимать решение и имеющиеся знания при выполнении заданий;

— следить за течением времени в процессе деятельности;

-решать логические задачи с временной направленностью.

Социализация:

— Чтение сказок «Сказка о потерянном времени», «12 месяцев», «Золушка», «Синичкин календарь»,

— Пословицы, поговорки о времени.

— Игра «Который сейчас час?»,

-Игра  «Изучаем время»,

-Продолжи фразу «Если бы у нас не было часов, то…», «Если бы я выбирал часы в подарок маме, то я бы выбрал вот эти часы, потому что…»

-Заучивание стихотворений о часах.

— у детей уточнились и систематизировались представления о необратимости времени,

— возросла активность детей в играх и упражнениях, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия.

3.                                      Совместная деятельность детей
   С родителями

— Поиск картинок с изображением часов,

— Рассматривание деталей часов.

-подобрана видеотека со сказками о времени, часах, диски с музыкальными произведениями о времени,

— получение продуктов совместной деятельности для украшения зала к празднику,

— получение детьми положительных эмоций и удовлетворение от результатов своих достижений.

 

С  педагогом

— Изготовление дидактического пособия «Веселые часики»

— Создание коллажа «Такие разные часы»

— «Праздник часов»

 Используемая литература:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Время, часы//М.: Издательство «Ювента», 2004
  2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста//Тольяти, 2008
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. Издательство: ТЦ Сфера, 2009 

Методические рекомендации:

         Подготовительный этап начинается с обучения  понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить ребенка  выучить положения стрелок на часах. Нужно  также акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой нужно проследить последовательность, например,  «Колобок». Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: «Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?»

Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми  лучше строить на примерах:  ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий.

Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. От вас потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года,  а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года. Для этого, выйдя на улицу – наблюдайте, показывайте, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Рекомендуется также прочесть сказку «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.
Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.

После того, как ребенок  освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.

Сначала определили, для чего нужны часы  и рассмотрели виды часов.  Часы – это прибор для измерения времени.  На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные.

Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом.  На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая,  двигается медленно и когда  она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов  есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.

На первом этапе обучение начинали  только с часовой стрелки.  Объясняли  по часам ребенку, в какое время он встает (ставили  часовую стрелку на 7 часов), в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т.д

Для закрепления играли в игры.

  • Расположи  по-разному стрелки и определи  «Который сейчас час?»
    12.00 — двенадцать часов
    10.00 — десять часов.
  • Подбери к часам соответствующие картинки.
  • Играй – изучай «Изучаем время».
  • Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах»,  «Жил на свете грустный гном. Грустный  потому,  что у него не было дома.  И  вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».

При этом  большую стрелку ставили  на 12, а маленькую передвигали  на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего…).

На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя  сколько минут, показывает стрелка, находясь  на каждой цифре циферблата. Для этого  мы с детьми  изготовили с детьми  дидактическое пособие — бумажные часики. Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом,  обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину.  После 20 минут ,25 минут, 30 минут.

Играли  в игры на закрепление минут. Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью « Который сейчас час». Например: 8 часов 10 минут,  5 часов 20 минут… или наоборот.

Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.

Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».
На этапе  закрепления и систематизации знаний  создан коллаж «Такие разные часы», изготовлено дидактическое пособие «Веселые часики».

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.