Подготовила — воспитатель МБДОУ д/с №28 Гетманская Е.В.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Что мы знаем о часах?»
Одним из основных показателей готовности ребёнка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу «неуспевающих». Они несобранные, неинициативные, легко отвлекающиеся, слабо подчиняющие своё поведение определённой задаче, с трудом следящие за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при пересказе цепочкой, с низким уровнем развития самоконтроля.
Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. При проектировании не предполагается жёсткая алгоритмизация действий, но требуется правильное следование логике и принципам данной деятельности.
Цель проекта: изучить циферблат часов, на познавательном уровне овладеть порядковым счетом, усвоить технику сложения методом увеличения числа на единицу.
Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа внедрению проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста произвольности психических процессов.
Используемые методы и приемы:
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание.
Условия инновационной работы:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
- новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
- большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
- необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Содержание проекта
№ | Содержание деятельности | Результат деятельности |
1. | Поиск и анализ проблемы.
Планирование проектной деятельности |
Определение оптимального способа достижения цели проекта. Пошаговое планирование работы.
|
2. Деятельность по формированию временных представлений | ||
2.1 | Подготовительный этап: | |
Знакомство с понятиями «сутки» и «части суток», последовательностью событий | Дети усвоили:
— что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь; — последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать, идет гулять. |
|
Работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего | Дети научились определять время, связанное с произошедшими, будущими или настоящими событиями. | |
Знакомство с временами года, днями недели, годом. | У детей уточнились и систематизировались знания о понятиях «год», времена года, дни недели, последовательность дней недели, времен года. | |
Освоение цифр, умения считать по порядку. | Дети усвоили порядковый счет, технику сложения методом увеличения числа на единицу | |
2.2 |
Обучение времени |
|
Познание:
-«Для чего нужны часы? Виды часов» (обобщение имеющихся у детей знаний) — «Сколько дел можно сделать за 1 секунду, 1 минуту?» — Решение логических задач с использованием времени (определение времени с точностью до часа, до получаса)
|
Дети научились:
— понимать и принимать задания взрослых; принимать решение и имеющиеся знания при выполнении заданий; — следить за течением времени в процессе деятельности; -решать логические задачи с временной направленностью. |
|
Социализация:
— Чтение сказок «Сказка о потерянном времени», «12 месяцев», «Золушка», «Синичкин календарь», — Пословицы, поговорки о времени. — Игра «Который сейчас час?», -Игра «Изучаем время», -Продолжи фразу «Если бы у нас не было часов, то…», «Если бы я выбирал часы в подарок маме, то я бы выбрал вот эти часы, потому что…» -Заучивание стихотворений о часах. |
— у детей уточнились и систематизировались представления о необратимости времени,
— возросла активность детей в играх и упражнениях, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия. |
|
3. Совместная деятельность детей | ||
С родителями
— Поиск картинок с изображением часов, — Рассматривание деталей часов. |
-подобрана видеотека со сказками о времени, часах, диски с музыкальными произведениями о времени,
— получение продуктов совместной деятельности для украшения зала к празднику, — получение детьми положительных эмоций и удовлетворение от результатов своих достижений.
|
|
С педагогом
— Изготовление дидактического пособия «Веселые часики» — Создание коллажа «Такие разные часы» — «Праздник часов» |
Используемая литература:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Время, часы//М.: Издательство «Ювента», 2004
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста//Тольяти, 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени. Издательство: ТЦ Сфера, 2009
Методические рекомендации:
Подготовительный этап начинается с обучения понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить ребенка выучить положения стрелок на часах. Нужно также акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой нужно проследить последовательность, например, «Колобок». Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: «Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?»
Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми лучше строить на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий.
Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. От вас потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года. Для этого, выйдя на улицу – наблюдайте, показывайте, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Рекомендуется также прочесть сказку «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.
Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.
После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.
Сначала определили, для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные.
Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.
На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Объясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов), в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т.д
Для закрепления играли в игры.
- Расположи по-разному стрелки и определи «Который сейчас час?»
12.00 — двенадцать часов
10.00 — десять часов. - Подбери к часам соответствующие картинки.
- Играй – изучай «Изучаем время».
- Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах», «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».
При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего…).
На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя сколько минут, показывает стрелка, находясь на каждой цифре циферблата. Для этого мы с детьми изготовили с детьми дидактическое пособие — бумажные часики. Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут ,25 минут, 30 минут.
Играли в игры на закрепление минут. Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью « Который сейчас час». Например: 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.
Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.
Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».
На этапе закрепления и систематизации знаний создан коллаж «Такие разные часы», изготовлено дидактическое пособие «Веселые часики».