Конспект НОД с применением здоровьесберегающих технологий «Путешествие в мир звуков»

Цель: Познакомить детей с понятием «звук», и видами звуков с применением здоровьесберегающих технологий.

Программное содержание:

  •  -научить способам звукоизвлечения, применять практические умения, навыки в песенном и игровом, танцевальном творчестве.
  •  — обогащать музыкальный опыт детей знаниями музыкальных инструментов, уметь их классифицировать по способу воспроизведения звука, развивать ритмический и динамический слух;
  •  — дать понятие «музыкант», «оркестр»;
  •  — закреплять навыки выполнения музыкально — ритмических движений;
  •  — активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память;
  •  — обучать приемлемым способам выражения снятия негативных чувств и эмоций, снятия негативных настроений, восстановление сил;
  •  — поддерживать интерес к музыкальной деятельности.

 Оборудование:

Видео — зарисовки и музыка: «Весна пришла» муз. И. С. Баха, «Круговые волны на воде», «Музыкальные инструменты», звуки природы – «Голоса леса», муз. Л. Дакен«Кукушка», П. И. Чайковский «Подснежник», Ф. Бейер «Быстрый ручеёк»; игрушки: кот белый и кот серый, дидактический набор музыкальных инструментов (деревянные и металлические, шумовой муз.инструмент «Океан», картонные музыкальные ноты, искусственное «музыкальное» дерево, стеклянный стакан с ложкой, деревянный брусок с ударной палочкой, значки – весёлые нотки.

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку Л. Дакен «Кукушка». Садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ре-бя-та!

 Дети: Здрав-ствуй-те!

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня мы с вами поговорим о звуках. Почему и откуда возникает звук? Если вы когда-нибудь бросали камешки в воду, то, конечно, видели, как при падении камешка на поверхности воды образуются круглые волны. Круги постепенно увеличиваются, волны расходятся в разные стороны и незаметно исчезают.

Когда ложечка ударяет по стеклу стакана, он вздрагивает. И тот час начинает дрожать, колебаться вокруг стакана воздух, образуя воздушные волны, точно такие, как круги на воде, только невидимые. Воздушные или звуковые волны, как круги на воде, быстро расходятся в разные стороны. Мы их не видим, но можем улавливать с помощью специальных приспособлений, которыми являются наши уши. Стоит только возникнуть звуковой волне, мы тут же слышим: «Дзинь»! А чтобы мы лучше слышали звуки, сейчас сделаем массаж нашим ушкам, под музыку П. И. Чайковского.

Встаньте около своих стульев.

 Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник».

 Музыкальный руководитель:

Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими.

Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко.

Потрите ушки делаем это бережно. Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза- раз, два, три. Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны- раз, два, три. Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза- раз, два, три. Пощипайте ушки снизу вверх, с верху вниз. Молодцы! Массаж закончен – садитесь. Теперь наши ушки готовы послушать разные звуки.

( Вызываю ребёнка и прошу, чтобы он охарактеризовал звук)

1) При ударе ложечкой по стакану слышим звук «тоненький», высокий, звонкий, прозрачный, нежный: «Дзинь»!

2) А вот при ударе по дереву – звуки негромкие, приглушённые, короткие.

А вот перед вами музыкальный инструмент. Назовите его? (показ балалайки)

Если тронуть посильнее толстую струну балалайки то мы отлично увидим, как струна колеблется, словно раздваивается. И звук мы слышим низкий, толстый, протяжный.

Чем сильнее звуковая волна, тем громче звук; чем слабее волна, тем тише звук.

Итак, бывают звуки /Шумовые/ А, есть еще звуки — музыкальные.

С помощью чего мы можем извлечь музыкальные звуки?

Ответы детей. С помощью музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель: Я вас приглашаю поиграть.

 (Дети проходят на приготовленное заранее место) . 

 Музыкальный руководитель: есть еще у меня 2 друга- усатых, и мохнатых. эти два друга к нам пришли и корзинку – веселушку нам принесли.

(Дидактическая игра » Корзинка — веселушка») 

 Музыкальный руководитель: Эти два друга очень любят играть на разных инструментах. Только серый любит играть на металлических (дети называют инструменты, которые музыкальный руководитель по очереди достает из коробки откладывает в одну сторону). А белый кот любит играть на деревянных (дети называют инструменты, которые музыкальный руководитель по очереди достает из коробки и откладывает в другую сторону). Ребята, давайте расскажем нашему серому коту, как называются все его инструменты? Правильно, это металлические инструменты. Почему их так называют? Да, все эти инструменты сделаны из металла их надо ударять, и тогда они начнут звучать. А как называются все инструменты, на которых играет белый кот? Правильно, это деревянные инструменты. Почему их так называют? Потому что они сделаны из дерева. Давайте покажем нашим братьям котам как надо правильно и красиво играть на всех этих инструментах.

Игра » Оркестр» — исполнять народную мелодию » Во саду ли в огороде» на всех инструментах. В конце исполнения музыкальный руководитель хвалит детей, спрашивает, кем они сейчас были? (дети называют термин — музыкант).

Вы играли оркестром. Так называют много людей, которые на разных музыкальных инструментах играют одну мелодию. Значит, вы сейчас играли вместе? У вас получился.

Дети: оркестр.

Музыкальный руководитель: Давайте инструменты аккуратно положим на стол, и вернёмся на стулья.

 Музыкальный руководитель: музыкальные звуки мы можем извлечь с помощью нашего голоса. Сейчас мы с вами это сделаем. Исполним попевку «Эхо» М. Картушиной. А что такое эхо? (ответы детей). Я буду громко петь, а вы потише. Исполняется попевка «Эхо».

У нас с вами есть голосовые связки, они похожи на струны, когда мы поем, они начинают колебаться и получается звук. Наши связки очень нежные и хрупкие, поэтому, детям, нельзя громко кричать особенно на улице в холодное время года.

(На фоне слайда и музыки)

 Музыкальный руководитель:

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет —

В шелесте трав, в шуме дубрав.

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода —

Это мелодией вечной

Мир наполняет природа. В. Семернин.

Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, какое время года приближается? (Ответы детей). Правильно — приближается весна.

Назовите мне приметы весны?

 Дети. Светит яркое солнышко, распускаются почки, тает снег, идут теплые дожди, прилетают птицы и т. д.

 Музыкальный руководитель: Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним.

Вот весело бежит весенний ручеек.(педагог предлагает для ручейка «Весеннюю песенку» И. С. Баха). Музыка ручейка двигается, течет плавно, без остановок, равномерно, и в то же время извилисто, будто подобно ручейку огибает препятствия на своем пути.

Исполняется танцевальное движение «змейка» на музыку Ф. Бейера «быстрый ручеек».

Музыкальный руководитель: дети, музыка весёлого ручейка закончилась, присядем поудобнее на ковёр. Закроем глазки, и послушаем шум океана. Волны океана поднимаются высоко, и с грохотом опускаются вниз. А мы с вами успокоимся, расслабимся и представим, что находимся на берегу океана. (Релаксация расслабления) . 

А теперь встали и посмотрите на этот удивительный инструмент, который называется «ШУМ ОКЕАНА» (рассказ об инструменте).

Музыкальный руководитель: Ребята я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.

звучит запись «Голоса леса» 

 Музыкальный руководитель: Ребята возьмитесь покрепче за руки, чтобы у нас получился круг, посмотрите какая поляна дружбы. А чтобы у вас было весеннее настроение, давайте споем веселую песню (повтор. слов песни) .

Исполняется песня «На дворе весна» Е. Гольцовой.

Музыкальный руководитель: Ну вот и закончилось наше путешествие по музыкальным звукам. Мы узнали, что звуки бывают шумовые и музыкальные. Они окружают нас всегда и во всём. А сейчас я дам вам волшебные ноты и прежде чем вы её повесите на музыкальное дерево — вы расскажете, что вам запомнилось больше всего на занятии. Подходите ко мне по одному (Дети выражают свое отношение к занятию – рефлексия). А на прощание хочу поблагодарить вас и подарить вам весёлые нотки.

Возьмитесь за руки и наш дружный ручеек отправляется в группу (музыка И. С. Баха «Весенняя песенка») .

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.