Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Подготовила: Гетманская В.А.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие нетрадиционные технологии:

Синквейны

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна:

» первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

» вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

» третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

» четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

» пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Мнемотаблицы

Мнемотехника — в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Кинизиология

Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

» Кинезиологическая гимнастика проводятся утром, длительностью 5-15 мин.;

» Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;

» Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;

» От детей требуется точное выполнение движений и приемов;

» Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

» Растяжки — нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

» Дыхательные упражнения — улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

» Глазодвигательные упражнения — позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

» Телесные движения — развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

» Упражнение для развития мелкой моторики — стимулируют речевые зоны головного мозга.

» Массаж — воздействует на биологически активные точки.

» Упражнения на релаксацию — способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речетворчество дошкольников можно предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Используется ЛЕГО- элементы и в дидактических играх и упражнениях.

Лэпбук — это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя, родителей и ребенка.

Лэпбук — в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда. При создании речевой зоны надо обратить внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого надо использовать наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах должны быть организованы книжные уголки и «Полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей.

Использовать театрализацию — самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы.

Необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка внеего. Создавая условия для речевого развития дошкольника, педагог помогает ребенку усовершенствовать речь, для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом будущего обучения дошкольника.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.