подготовила Новикова О.В.
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников — воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Использование в образовательной деятельности современных педагогических технологий, помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
— ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
— содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
— технология должна носить здоровьесберегающий характер;
— основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
— реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
— организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии речевого развития:
Метод проектов
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» — суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?
- Что мы узнали?
Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие: «Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову); «Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни); «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей); «Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).
Технология портфолио
В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период. Причём, портфолио может составляться как на одного ребенка, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создает вместе с родителями или воспитателями. В ней он выражает свои интересы, желания, мечты. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.
— Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
— Портфолио-раскраска, это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
— Портфолио традиционное, в виде папки. Основные разделы портфолио дошкольника могут быть разнообразными, в зависимости от вида портфолио.
Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. На занятиях опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание, экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.
Игровые технологии:
Мнемотехника
Моделирование
LEGO-технология
Артикуляционные и речевые упражнения
Игры на развитие речевого дыхания
Подвижные и хороводные игры с текстом
Игры на формирование фонематического восприятия
Коммуникативные игры
Пальчиковые игры
Дидактические игры: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры
Театрализованная игра
Логоритмика
Информационно – коммуникационные технологии
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной деятельности. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Все образовательные программы для детей можно сгруппировать в следующие классы: развивающие игры, обучающие игры, игры – экспериментирования, игры – забавы, компьютерные диагностические игры.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе образовательной деятельности. Примеры проблемных вопросов: -Что будет, если в сказке появится новый герой? -Как вы думаете Баба — Яга добрая или злая? Почему вы так думаете? -Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали? -Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
Технология синквейна
Одним из видов моделирования является синквейн. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Схема составления синквейна следующая:
1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка – предложение, показывающее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. На начальном этапе можно использовать следующие упражнения:
∙ «Подбери определения» – например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
∙ «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
∙ «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
∙ «Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
∙ «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, «Игрушки»:
1.Машинка.
2.Красная, быстрая.
3.Едет, гудит, везет.
4.Я люблю играть машинками.
5.Игрушка.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа. Наряду с инновационными технологиями большую роль в развитии речи детей играет и современная развивающая предметно-пространственная среда. Для совершенствования речевых способностей воспитанников в группах создаются центры речевого развития. Данные центры способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью создаются условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание речевых уголков должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников в соответствии с реализуемой программой.
В основу центров речевого развития может входить игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
— артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
— пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
— пособия для развития мелкой моторики (игры с пуговицами и шнурками, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры)
— материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты).
Индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка) игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на звуки; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки) игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам) игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, мнемотаблицы, схемы для пересказа сказок и заучивания наизусть стихов) материал по обучению грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках» и др.).
В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.