Подготовила: учитель-логопед Гладких Т.В.
На момент поступления в школу ребёнок должен:
1)правильно произносить все звуки родного языка;
2)уметь выделить:
- — ударный гласный из начала слова (утка);
- — выделение согласного из стечения согласных (двор);
- — конечный согласный из лёгких слов типа мак;
- — конечный гласный ударный (мука);
- — выделение согласного из начала слова (рама).
3)иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением);
4)практически овладевать грамматически правильной речью:
- -правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто тело кошки? – шерстью);
- — образование множественного числа существительных;
- — правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под;
- — правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее, большое), числительных и существительных (пять деревьев);
- — уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей, ведро ….);
- — уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);
5)уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
- *пропуск гласных букв в слове;
- *пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
- *перестановка букв в слове (клюква – клювка);
- *пропуск слогов (бабочка – бачка);
- *искажение слов (клюква – кулва);
- *недописывание слов (растёт – растё);
- *вставка лишних букв в слове (поют – поеют);
- *неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
- *неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
- *неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
- *смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
- *смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
- *оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.